РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 6 КЛАСС

УРОК № 27

Тема. Словообразование. Основные способы словообразования в русском языке. Анализ контрольной работы


Цель: дать учащимся представление о способах словообразования в русском языке; ознакомить их со словарем морфем русского языка, обучить умению проводить словообразовательный анализ слова.

Оборудование: учебник, словарь  морфем русского языка, дидактический материал.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА


II. АНАЛИЗ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Чтение учебной статьи.

(Учебник, с. 124, А.)

2. Выявление восприятия.

Упр. 260.

3. Объяснение учителя.

Образование слов в русском языке чаще всего происходит от других слов с помощью морфем. Выделяют такие способы словообразования:

а) суффиксальный:

б) префиксальный:

в) префиксально-суффиксальный:

г) безсуффиксный: переносить  перенос, зеленый  зелень;

д) сложение основ или слов: газопровод  газ и проводить, быстросохнущий  быстро и сохнущий;

е) переход слов из одной части речи в другую: игрушка (какая?) детская, сестренка спит (где?) в детской; шары (какие?) большие, за столом сидели (кто?) большие.

Чтобы определить способ образования слов, можно провести словообразовательный анализ. Рассмотрим порядок его проведения, помещенный в учебнике на с. 128.

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Списывание с грамматическим заданием.

Запишите слова парами. Обозначьте словообразовательные префиксы.

Касаться — прикасаться,

растить — отрастить,

бегать — сбегать,

гореть — сгореть,

друг — недруг,

погода — непогода,

страшный — бесстрашный,

вкусный — безвкусный.

2. Определение словообразовательной морфемы.

Определите словообразовательную морфему, проведя словообразовательный анализ.

Березовый  береза,

сосновый  сосна,

плодовый  плод,

деревянный  дерево,

звериный  зверь,

предобрый  добрый,

прилечь  лечь,

рассмеяться  смеяться,

расписаться  писать.

3. Работа над поиском словообразовательного элемента.

В каждой паре слов найдите словообразовательный элемент, с помощью которого образовано слово. Устно укажите способ словообразования.

Аптека + ?  аптекарь,

журнал + ?  журналист,

бетон + ?  бетонщик,

дом + ?  домище,

? + бабушка  прабабушка,

? + звездная  беззвездная,

? + пахать  вспахать,

переходить  ?  переход,

? + мирить +?  примириться.

4. Лингвистические доказательства.

Докажите, что данные слова образованы префиксально-суффиксальным способом.

Наушники, настольная (книга), приземлиться, разъехаться, пододеяльник.

5. Творческий диктант с лексическим заданием.

Образуйте безсуффиксным способом новые слова, которые являлись бы антонимами к данным. Объясните образование новых слов. Образец: сушь — топь. От слова топкое (болото) отсекаем окончание и суффикс -к-. Согласный основы нового слова смягчается: топкое — топь.

Прилет, работа, хвала, вдох, езда, труд, прилив.

Слова для справок: отлетать, отдыхать, бранить, выдыхать, ходить, лениться, отливать.

6. Объяснительный диктант «Загадки-складки».

Отгадайте загадки, ответ запишите. Каким способом образованы слова-отгадки?

1. Паренек под облаками ловко действует руками. Нервы крепки, зорок глаз. Кто же это? (Верхолаз). 2. И на земле, и на снегу я зверя выследить смогу по следу лапок и копыт. На то ведь я и ... (следопыт). 3. Хоть заманчив он на вид, но, однако, ядовит. Знают люди с давних пор, что не съедобен ... (мухомор).

 

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Повторить теоретический материал занятий 25, 26. Упр. 270, 272.





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити