РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 6 КЛАСС

УРОК № 37

Тема. Род имен существительных

 

Цель: сформировать у учащихся навыки определять род имен существительных; развивать речь учащихся (чтение, говорение), обогащать их знания по теме «Города, где я бывал... »

Оборудование: учебник, учебные тексты, толковый словарь.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Проверка домашнего задания.

2. Беседа.

— Как изменяются имена существительные?

— Является ли высказывание: «Существительные изменяются по родам» правильным? Обоснуйте свой ответ. Приведите примеры.

— Как определить род имени существительного? Приведите примеры.

3. Практическое упражнение.

Определите род имен существительных, распределив их в три колонки. Обозначьте окончания.

Праздник, поездка, поле, чемодан, прогулка, окно, воробей, колыбель, гулянье, день, тень, семья.

4. Формулирование вывода.

Понаблюдайте за окончаниями существительных мужского, женского и среднего рода. Как связаны род существительных и их окончания? Сделайте вывод.

 

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа с рубрикой «Советуем запомнить!».

(Учебник, с. 172.)

2. Чтение рубрики «Помните!».

(Учебник, с. 172.)

3. Проблемные вопросы к учащимся.

— Имеют ли существительные щипцы, сливки, сумерки, каникулы форму единственного числа?

— Можно ли определить род этих существительных?

4. Формулирование вывода.

Сделайте самостоятельный вывод о том, можно ли определить род существительных, не имеющих формы единственного числа.

Примерный ответ: имена существительные, не имеющие формы единственного числа, не имеют рода.

5. Выявление восприятия.

Подберите к существительным уместные по смыслу и грамматической форме прилагательные. Словосочетания запишите.

Молоко, воск, темнота, сметана, ходьба, горелки, ножницы, шахматы, очки, брюки, ботинок, рельс, прорубь, повидло, кофе, просека, мышь, адрес.

6. Объяснение учителя.

Некоторые существительные с окончанием -а (-я), обозначающие качества людей, относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, или к женскому роду, если обозначают лиц женского пола, например: такой задира Андрюша, такая задира Таня. Это существительные общего рода. Имена

прилагательные при них согласуются либо в мужском, либо в женском роде.

Некоторые существительные мужского рода, называющие лиц по профессии, по должности, по роду занятий, обозначают как лиц мужского, так и женского пола, например: врач Иванов и врач Иванова.

Глагол-сказуемое в прошедшем времени при таком подлежащем-существительном ставится в мужском роде, если речь идет о мужчине: Врач Иванов выписал рецепт, и в женском роде, если речь идет о женщине: Врач Иванова выписала рецепт.

Определение-прилагательное с таким существительным употребляется в мужском роде: Дежурный врач Иванов выписал рецепт; дежурный врач Иванова выписала рецепт.

7. Выявление восприятия. Тренировочные упражнения.

1) Найдите существительные общего рода. Выпишите их со словами, которые помогут определить их род.

а) Растяпу Катюшу и обжору Федьку Натка приказала отправить домой.

б) Карасиков припустился вдогонку Альке и закричал: «Плакса!».

(По А. Гайдару)

2) Запишите предложения, обозначьте род выделенных существительных.

а) Доктор пригласила в кабинет очередного больного.

б) Профессор начала лекцию.

 

ІV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Распределительный диктант.

Определите род имен существительных, разместив слова в трех столбиках.

Адрес, путь, тополь, дробь, живопись, запись, корь, ярмарка, насыпь, собака, уголь, досуг, врач, мелочь, молодежь, монтаж, пламя, впечатление, теория, яблоня, грош, луч.

2. Творческий диктант.

Замените словосочетания соответствующими существительными, определяющими признак, качество живого существа. Определите род этих существительных.

1) Тот, у кого нет родителей (сирота). 2) Тот, кто любит много лежать (лежебока). 3) Тот, кто плачет без причины (плакса). 4) Тот, кто любит много и долго спать (соня). 5) Тот, кто любит говорить попусту (пустомеля). 6) Тот, кто постоянно злится (злюка). 7) Тот, кто неаккуратен (неряха).

3. Исправление речевых ошибок.

Прослушайте предложения. Исправьте речевые ошибки. Объясните причину ошибок. Запишите предложения в исправленном виде.

Молодая аптекарь приступила к работе. Опытная археолог провела раскопки. Новая бригадир организовала работу. Известная адвокат выступила в суде.

4. Диктант с грамматическим заданием.

Поставьте глаголы в прошедшем времени и согласуйте их с существительными. Укажите род существительных.

Небо (голубеть). Картофель (зазеленеть). Солнце (садиться). Яблоко (зреть). Полотенце (висеть). Рояль (стоять).

5. Творческое задание.

Со словами мышь, путь, рояль, фамилия, повидло, яблоко, посуда составьте такие словосочетания или предложения, в которых отчетливо выявлялся бы род этих слов.

6. Определение рода сложносокращенных слов.

Прочитайте вслух сложносокращенные слова. Перепишите их, записывая рядом сочетания слов, от которых они образованы. Обозначьте род сложносокращенного существительного. Для проверки подчеркните в сочетании слов опорное слово, по которому определяется род сложносокращенного.

ДнепроГЭС, СТО, вуз, ХГУ, ТЮЗ.

 

V. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ

1. Чтение текста «Золотое кольцо России».

(Учебник, с. 176—177.)

2. Словарная работа.

Эта работа имеет целью обогатить словарный запас учащихся (ознакомление с информацией, помещенной в рамке на с. 177); развить их представления о древнерусских художниках (информация на с. 177).

3. Практическая работа (правописание собственных наименований).

Упр. 378.

4. Работа по определению значения слов.

Упр. 379.

5. Работа с текстом.

Перескажите текст, предварительно составив к нему вопросный план (упр. 381).


VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА


VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Повторить теоретический материал занятия 34. Упр. 367, 371. Устно ответить на вопросы рубрики «Отвечаем!», с. 178.





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити