РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 6 КЛАСС

УРОК № 3

Тема. Устаревшие слова. Работа над развитием и культурой речи. «Дом нашего детства»

 

Цель: ознакомить учеников с новым разделом науки о языке — лексикологией; дать им понятие об устаревших словах, обучать умению объяснять лексическое значение слов с помощью толкового словаря; развивать и обогащать речь учащихся.

Оборудование: учебник, учебные тексты, толковый словарь.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Проверка домашнего задания.

 

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Объяснение учителя.

Лексикология — это раздел науки о языке, изучающий словарный запас языка и лексическое значение слов.

С течением времени выходят из употребления отдельные орудия труда, предметы одежды, домашнего обихода и пр. Одновременно перестают употребляться слова, называющие их. Слова могут устаревать, заменяясь другими, хотя называемые ими предметы, явления остаются, например: ветрило (парус), чело (лоб). Слова, вышедшие из употребления, называются устаревшими. Значения устаревших слов, часто встречающихся в художественных произведениях, можно найти в толковых словарях с пометкой устар. (что значит устаревшее).

Для того чтобы точнее рассказать о жизни людей в прошлом, писатели используют в своих произведениях устаревшие слова.

2. Выявление восприятия. Работа с текстом.

Прослушайте текст. Почему ученики не смогли правильно объяснить значение слов? Что же в действительности обозначают эти слова? Давайте найдем их в толковом словаре.

Однажды на уроке русского языка учительница подошла к доске и написала несколько слов, которые были распространены 80—90 лет тому назад. Ребятам было предложено дать объяснение каждому из этих слов.

Вот некоторые из их ответов:

Барышник — «дядя, который не работает, а ухаживает за барышнями».

Приказчик — «тот, кто издает приказы».

Лапотник — «медведь, у которого болят лапы».

Смешно, не правда ли?

(По Ю. Откупщикову)

3. Обучение навыкам работы с толковым словарем.

Найдите в словаре и прочитайте толкование слов барышник, приказчик, лапотник.

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Работа с учебником.

1) Установление общего родового значения тематических рядов устаревших слов.

Упр. 18 (письменно).

2) Подбор современных слов, близких по смыслу устаревшим.

Упр. 19 (письменно).

3) Наблюдение за лексическим материалом (устаревшими словами) в текстах на историческую тему.

— Прочитайте тексты, помещенные на с. 17—19.

— Выпишите из текстов устаревшие слова.

— Объясните значение устаревших слов, воспользовавшись словариком, помещенным на с. 17—19.

— Дайте ответ на вопрос: «Для чего нужны в данном тексте устаревшие слова?»

 

V. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ

1. Повторное чтение текста.

(Учебник, с. 19).

2. Работа с текстом.

1) Выпишите из текста устаревшие слова по темам, объясните их значение, при необходимости обратитесь к словарю.

2) Опишите княжеский терем по плану с использованием устаревших слов (упр. 24).

3) Подберите синонимы к устаревшим словам.

3. Развитие представлений о многозначности слов.

Упр. 28 (устно).

 

VІ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Беседа с учащимися.

Что изучает лексикология?

По каким причинам слова выходят из употребления?

Для чего в исторической литературе используются устаревшие слова?

Могут ли устаревшие слова иметь современные синонимы?


VІІ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Повторить теоретический материал занятия 3. Упр. 31.





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити