РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 6 КЛАСС

УРОК № 47

Тема. Родовые окончания и склонение качественных и относительных прилагательных. Развитие речи. Культура речи. «Уроки вежливости»

 

Цель: дать учащимся представление о родовых окончаниях имен прилагательных, о склонении качественных и относительных прилагательных, об определении гласной в падежных окончаниях прилагательных; работать над развитием и культурой речи; воспитывать вежливость, уважение к окружающим.

Оборудование: учебник, учебные тексты, толковый словарь.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Проверка домашнего задания.

 

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа с таблицей.

Учитель знакомит учащихся с таблицей, иллюстрирующей родовые окончания имен прилагательных (с. 231).

2. Выявление восприятия. Тренировочное упражнение.

Упр. 503.

3. Работа с учебником.

1) Ознакомление с таблицей, иллюстрирующей склонения качественных и относительных прилагательных (с. 232).

2) Обучение умению определять гласную в падежном окончании прилагательного (с. 232);

3) Ознакомление с теоретическим материалом про написание о, е в окончаниях прилагательных (с. 233).

4. Выявление восприятия. Тренировочное упражнение.

Упр. 506.

 

ІV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Устное задание.

Просклоняйте прилагательные вместе с существительными (по вариантам).

Интересное путешествие, зимний день, летняя ночь, узкая дорожка, громкий голос, хороший подарок.

2. Диктант с грамматическим заданием.

Запишите предложения, согласовав прилагательные в скобках с теми существительными, к которым они относятся. Выделите окончания прилагательных, укажите их род и падеж.

1) День был чудный, свежий после (вчерашний) дождя. 2) Ветки чуть покачивались от (свежий) ветра. 3) С самого (ранний) утра небо ясное. 4) Полились золотые потоки (молодой горячий) света. 5) Из (широкий дубовый) куста вылетел коростель.

(И. Тургенев)

1) (Колючий) зноем дышит неподвижный воздух. 2) В (сухой и чистый) воздух пахнет полынью. 3) Легкая пыль (желтый) столбом поднимается и несется по дороге. 4) Душный жар внезапно сменился (влажный) холодом.

(И. Тургенев)

3. Творческий диктант.

Запишите, вставляя вместо точек наиболее подходящие прилагательные из данных синонимов.

1) Туристы ехали в ... поезде. 2) Н. В. Гоголь любил ... езду на тройке. 3) Из коридора послышались ... шаги отца. 4) С этого пункта начался ... полет ракеты.

Слова для справки: скорый, торопливый, быстрый, стремительный.

4. Объяснительный диктант.

Объясните, какую гласную вы напишете в падежном окончании прилагательных (пользуйтесь правилом, помещенным на с. 232). Обозначьте окончания, укажите падеж.

Об опасн.. наводнении, о младш.. сестре, с хорош.. товарищем, у аккуратн.. девочки, о проворн.. мальчике, прежн.. подругу, об умел.. мастере, со старательн.. ученицей, глубок.. озером, в холодн.. зиму, морозн.. ночью.

5. Практическое упражнение.

Данные прилагательные поставьте в форме родительного падежа единственного числа. Составьте с ними словосочетания и запишите. Поставьте в прилагательных ударения, выделите окончания.

Большой, чужой, похожий, пахучий, колючий.

 

V. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ

1. Чтение текста.

(Учебник, с. 234—235.)

2. Словарная работа.

Упр. 511, 512, 513.

3. Работа над воспитанием вежливости.

Прочитайте текст упр. 515.

Какие слова и выражения из рубрики «Советуем запомнить!» (с. 236) помогут в вежливой форме дать понять человеку, что он неправ?

Разыграйте ситуацию (упр. 516).

4. Работа со словарем.

Упр. 517.

 

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА


VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Повторить теоретический материал занятия 43. Упр. 507, 509.





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити