РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 6 КЛАСС

УРОК № 48

Тема. Полная и краткая форма имен прилагательных

 

Цель: дать учащимся представление о полной и краткой форме имен прилагательных, о написании простых прилагательных, оканчивающихся на шипящую.

Оборудование: учебник, карточки с индивидуальными заданиями, дидактический материал.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Проверка домашнего задания.

2. Работа с карточками.

Карточка № 1

Перепишите, вставляя вместо точек подходящие по смыслу прилагательные. Окончания прилагательных обозначьте.

1) Айсберг — ... гора, плавающая в море. 2) Акробат — ... гимнаст в цирке. 3) Барбарис — ... кустарниковое растение с красными кислыми ягодами. 4) Концерт — ... исполнение музыкальных произведений.

Слова для вставки: кустарниковый, искусный, ледяной, публичный.

 

Карточка № 2

Перепишите, согласовав прилагательные в скобках с теми существительными, к которым они относятся.

Чуден Днепр при (теплый летний) ночи, когда все засыпает: и человек, и зверь, и птица. Нежась и прижимаясь ближе к берегам от (ночной) холода, дает он по себе (серебряный) струю, и она вспыхивает, будто полоса (дамасский) сабли, а он, синий, снова заснул. Чуден тогда Днепр, и нет реки, (равный) ему в мире.

(По Н. Гоголю)

 

Карточка № 3

Укажите группу словосочетаний с буквой и в безударных окончаниях имен прилагательных:

а) (к) младш..й (сестренке), (в) лись..й (норе);

б) (на) зимн..м (курорте), весенн..й (порой);

в) пригож.. м (юношей), (с) могуч..ми (руками).

Приведите два собственных примера словосочетаний с прилагательными, в окончании которых пишется е.

 

Карточка № 4

Перепишите, вставляя вместо точек наиболее подходящие прилагательные из данных синонимов. Укажите число и падеж вставленных прилагательных.

1)   С горы было видно.. . лазурное море. 2) Перед нами расстилался ... простор степей. 3) Машина мчалась среди ... полей пшеницы. 4) Наука открывает перед людьми ... горизонты.

(безбрежный, бескрайний, необозримый, безграничный)

 

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Объяснение учителя.

Некоторые прилагательные имеют полную и краткую форму, например: красивый дом — дом красив, упрямый мальчик — мальчик упрям. Краткую форму имеет большинство качественных прилагательных.

Краткие прилагательные по падежам не изменяются, т. е. не склоняются. Они изменяются по числам, а в единственном числе — по родам.

 

Род

Единственное число

Множественное число

Мужской

красив

красивы

Женский

красива

 

Средний

красиво

 

 

Некоторые краткие прилагательные имеют беглые о и е, например: крепок — крепка, нежен — нежна.

В предложении краткие прилагательные бывают сказуемыми, например:

Некоторые прилагательные употребляются только в краткой форме, например: рад, должен: 1) Я рад вашему приезду. 2) Я должен передать письмо.

В кратких прилагательных на конце после шипящих не пишется ь, например: жгуч, свеж, хорошо.

2. Выявление восприятия. Тренировочное задание.

Прослушайте стихотворение, выпишите краткие прилагательные.

Черемуха

— Черемуха, черемуха,

Ты что стоишь бела?

— Для праздника весеннего,

Для мая расцвела.

— А ты, трава-муравушка,

Что стелешься, мягка?

— Для праздника весеннего,

Для майского денька!

— А вы, березы тонкие,

Что нынче зелены?

— Для праздника! Для праздника!

Для мая и весны!

(Е. Благинина)

 

ІV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Словарный диктант.

Запишите краткие формы имен прилагательных. Поставьте ударение и подчеркните беглые гласные е и о.

1) Близкий — близок, близко, близка; узкий, резкий, мягкий, редкий, низкий, сладкий, робкий. 2) Нужный — нужен, нужно, нужна; бледный, горький, страшный, честный.

2. Практическое упражнение.

Запишите рядом с полной формой прилагательного краткую. Линючего — линюч, пригожему — ..., хорошего — ..., тягучему — ... , горячего — ... , похожему — ... , дремучего — ... .

3. Построение предложений.

Составьте предложения, заменяя, где это необходимо, полные прилагательные краткими. Подчеркните главные члены предложения.

Образец. Старый, дуб, высокий, могучий.—

1) Утренний воздух чистый, свежий. 2) Беленький ландыш пахучий. 3) Огромный, страшный, медведь, неуклюжий. 4) Забавный, еж, колючий. 5) Ерш маленький, колючий.

 

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА


VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Повторить теоретический материал занятий 44, 45. Упр. 522, 524. Прочитать текст, помещенный на с. 241—242.





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити