РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 6 КЛАСС

УРОК № 5

Тема. Профессионализмы и термины. Работа над развитием и культурой речи. «Веселая семейка»


Цель: дать учащимся представление о профессиональной лексике, терминах и сфере их употребления; работать над развитием и культурой речи учащихся.

Оборудование:    учебник, учебные тексты, толковый словарь.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Проверка домашнего задания.


III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Объяснение учителя.

Многие слова русского языка известны всему народу. Эти слова являются общеупотребительными, например: вода, земля, небо, птица; зеленый, синий, длинный; идти, думать, говорить. Наша обыденная речь строится прежде всего из общеупотребительных слов.

В речи есть слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии. Такие слова называются профессиональными, например: чертеж, циркуль; мотор, карбюратор, двигатель.

Лексическое значение профессиональных слов разъясняется в особых словарях-справочниках, в энциклопедиях. А значение наиболее употребительных профессиональных слов дается в толковых словарях. Иногда при них ставится пометка спец. (что значит специальное); другие пометки указывают, с какими специальностями связаны слова, например: техн.— техническое; морск.— морское. Одно из значений многозначного слова может быть профессиональным.

В речи необходимо различать термины, т.е. слова, обозначающие научные понятия, например: синоним, антоним, морфема (языкознание); эпитет, сравнение, басня, рассказ, повесть (литературоведение); прямая, касательная, окружность, вектор (математика) и т. д.

2. Выявление восприятия. Работа с текстом.

Прослушайте диалог. Какого слова не знал сын? Как называется это слово в лексике?

Папа, что ты делаешь в своей бригаде?

Мне поручают чистить карбюраторы.

А что это такое?

Карбюратор — это точный прибор в автомобиле, в котором из бензина и воздуха образуется горючая смесь. Это слово употребляют шоферы и мы, ремонтники.

3. Работа с толковым словарем.

Найдите в словаре 3—4 профессиональных слова. Составьте с ними предложения, запишите их.


IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Распределительный диктант.

Профессиональные слова представителей разных профессий перемешались. Верните каждому из специалистов (фотограф, художник, столяр, музыкант) его слова. При необходимости обращайтесь к словарю.

Палитра, проявитель, закрепитель, наждак, тубус, акварель, шрифт, фиксаж, мольберт, эстамп, гуашь, втулка, нота, негатив, стамеска, октава, зубило, аккорд, вокализ.

2. Выборочный диктант.

Выпишите слова-профессионализмы. Определите, к какой профессии они относятся.

1)       «Ту» летит во мраке ночи. Отдыхает в кресле летчик. Гладкая дорожка, подремлю немножко. Автомат-автопилот управляет самолет. (Г. Сапгир) 2) Мы выходим на ракетодромы, выводя ракеты под уздцы. (Л. Сандлер) 3) «Разное есть стекло,— сказал он,— есть грубок, есть бутылочное и оконное, а есть тонкое, свинцовое стекло, по-нашему оно называется флинтгляс, а по-вашему — хрусталь». (К. Паустовский)


V. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ

1. Чтение текста.

(Учебник, с. 29—30.)

2. Работа с текстом.

1) Определите профессию по подсказке (упр. 45).

2) Переведите с украинского языка на русский (упр. 46).

3. Чтение текста.

(Учебник, с. 30—31.)

4. Работа с текстом.

1) Определите стиль речи указанного выражения (упр. 48).

2) Найдите в тексте неологизм (упр. 49).

5. Эвристическая беседа.

Ответьте на вопросы (с. 31).


VІ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА


VІІ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Повторить теоретический материал занятия 5. Упр. 150 (устно).





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити