РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 6 КЛАСС

УРОК № 66

Тема. Указательные  местоимения. Развитие речи. Культура речи. «Распахнулись двери в лето»

 

Цель: дать учащимся представление об указательных местоимениях; сформировать навыки находить и использовать в речи указательные местоимения; работать над развитием и культурой речи.

Оборудование: учебник, учебные тексты.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Проверка домашнего задания.

 

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Объяснение учителя.

Указательные местоимения этот, тот, такой изменяются по родам, числам и падежам. Местоимение таков изменяется по числам и родам, как краткое прилагательное. Местоимение столько изменяется только по падежам.

2. Работа с таблицей.

 

Склонение местоимения столько

 

И.

столько

В.

столько

Р.

стольких

Т.

столькими

Д.

стольким

П.

о стольких

 

Запишите образец склонения местоимения столько. Поставьте ударение. Запомните произношение этого местоимения.

3. Выявление восприятия.

Прослушайте текст. Найдите в нем указательные местоимения. Выпишите их с теми словами, к которым они относятся.

Найдите в тексте предложения, которые связаны с помощью указательных местоимений.

Книга-великан

Книга высотой в два этажа. Скажете: таких книг не бывает. И ошибетесь! Такие книги есть! Некоторые из этих книг находятся в Монголии. В одной из таких книг насчитывается 236 томов. Книги эти созданы в древности. В те времена мастерам-искусникам приходилось текст каждой страницы полностью вырезать на деревянной доске.

Столько же труда вкладывалось в иллюстрации, которые до сих пор удивляют нас тонкостью рисунка и богатством колорита.

 

ІV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Устное упражнение.

Просклоняйте словосочетания тот дом, та деревня, эти селения, столько дорог.

2. Практическое упражнение.

Запишите словосочетания, употребив о или об.

(О, об) этом событии, (о, об) этом планетарии, (о, об) той долине, (о, об) том овражке.

Запомните!

об этом — о том

об этой — о той

об этих — о тех

3. Творческий диктант с грамматическим заданием.

Запишите предложения, заменяя местоимение тот местоимением этот и указывая число, род и падеж этого местоимения.

1) За тем лесом расстилаются поля нашего хозяйства. 2) Надо сходить в тот лес. 3) Около того леса протекает речка. 4) В том озере много рыбы. 5) В том лесу много грибов. 6) Над тем заливом пролетел самолет. 7) В том здании помещается школа.

4. Составление диалогов.

Восстановите реплики диалога, употребляя указательные местоимения.

1) В дверь кто-то позвонил.

— Кто это?

— ...

2) — Какие грибы лежат у вас в корзине?

— ...

3) В каком доме ты живешь?

— ...

4) Для создания книги нужно вложить много труда.

— Сколько труда нужно вложить для создания иллюстраций к книге?

— ...

 

V. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ

1. Чтение текстов.

(Учебник, с. 324—325.)

2. Работа с текстами.

1) Озаглавьте каждый текст (упр. 714).

2) Ответьте на вопросы, предложенные в рубрике «Отвечаем» (с. 326).

3) Перечитайте второй абзац текста Б. Найдите предложения с указательными местоимениями и запишите их в тетрадь.

3. Задание на расширение знаний.

Чтение текста, с. 327.

Упр. 718.

 

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

1. Работа с учебником.

Ознакомление с образцом устного и письменного разбора местоимения, с. 323.

2. Выразительное чтение стихотворения М. Егорова «Где ты летом отдыхал?»

3. Задание учащимся.

Выпишите первые три предложения в тетрадь. Выполните письменный разбор местоимений из этих предложений.

 

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Повторить теоретический материал занятий 55—60. Упр. 710. Подготовиться к уроку тематического оценивания.





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити