РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 6 КЛАСС

УРОК № 6

Тема. Диалектизмы. Работа над развитием и культурой речи. «Мальчишки и девчонки»


Цель: дать учащимся представление о диалектизмах, показать сферу употребления этих слов, научить определять их значение с помощью словаря; развивать речь учащихся, обогащать ее вежливыми словами.

Оборудование: учебник, учебные статьи, толковый словарь, словарь В. И. Даля.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Проверка домашнего задания.


III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Объяснение учителя.

Диалектные слова — это слова, употребляемые только жителями той или иной местности.

Некоторые наиболее употребительные в художественных произведениях диалектные слова включаются в толковые словари русского литературного языка, при них дается пометка — обл. (т. е. областное). Существуют специальные диалектные словари русских народных говоров. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля много диалектных слов, собранных им в разных концах России.

2. Работа с учебником.

Прочитайте учебную статью на с. 33 (Теория, Б). Ответьте на вопрос: «Почему в художественных произведениях используются диалектизмы?»

3. Выявление восприятия. Работа с текстом.

Прослушайте диалог.

Сходи-ка, внучек, на огород, принеси бураков для борща.

Чего принести, бабушка?

Бураков.

А что это такое?

Ну, у нас так свеклу называют.

Почему мальчик не понял бабушку?

А называют ли в вашей семье свеклу каким-либо другим словом?

4. Работа с учебником.

Упр. 51 (устно).


IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Обучение работе со словарем.

Найдите в толковом словаре 2—3 диалектных слова. Какие общеупотребительные слова им соответствуют? Составьте с общеупотребительными словами предложения.

2. Выборочный диктант.

Прослушайте отрывок из стихотворения Н. А. Некрасова «Крестьянские дети», найдите в речи крестьянского мальчика диалектное слово, выпишите его, рядом запишите соответствующее ему общеупотребительное слово.

Здорово, парнище! — «Ступай себе мимо!»

Уж больно ты грозен, как я погляжу!

Откуда дровишки? — «Из лесу, вестимо,

Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».

С какой целью поэт использовал в своем стихотворении диалектизм?

3. Устное изложение.

Прослушайте текст. Перепишите его. Назовите диалектные слова в алфавитном порядке.

Какой дует ветер?

В жизни северного крестьянина-помора — землепашца и морехода, охотника и плотогона — ветер бывает злым недругом и добрым помощником. Грозный север приносит стужу, губит посевы, но он же, славный осенний сиверко, гонит рыбачьи лодки, возвращающиеся с промысла на Мурмане, к родным беломорским берегам.

Издавна сложилась в речи северян система наименований для всех основных ветров: север (северный), летник (южный), запад (западный), всток (восточный), глубник (северо-западный), шелоник (юго-западный), полоночник (северо-восточный), обедник (юго-восточный).

(Из справочника по языкознанию)


V. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ

1. Чтение текста.

(Учебник, с. 34—35.)

2. Словарная работа.

Изучение информации, помещенной в рамках (с. 34—35).

3. Пересказ фрагмента текста.

Упр. 58.

4. Развитие умения распространять предложения на основании прочитанного.

Упр. 57.

5. Чтение диалога.

(Учебник, с. 37).

6. Ознакомление с рубрикой «Советуем запомнить!».

(Учебник, с. 37).


VІ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА


VІІ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Повторить теоретический материал занятия 6. Упр. 53.





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити