РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 6 КЛАСС

Приложение

 

ТЕКСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОГО ЧТЕНИЯ МОЛЧА

 

1. Беличьи запасы

Прошлым летом я жил в маленьком городке на одной из наших полноводных рек. Около этого городка сажали сосновые леса.

Однажды я шёл перед вечером мимо базарной площади в лесничество. Оно помещалось на окраине городка над рекой.

Среди улицы мальчишки играли в футбол. Громкоговоритель висел на телеграфном столбе. Он неожиданно защёлкал, откашлялся и сказал басом: «Ребята! Напоминаем, что завтра в шесть часов утра состоится поход в Моховой лес для сбора сосновых шишек из беличьих запасов. Руководить походом будет сотрудница лесничества Анна Петровна Заречная».

Я не мог понять, о каких беличьих запасах идёт речь. Кого бы расспросить об этом? Мальчишки продолжали гонять мяч, будто они и не слыхали громового голоса из чёрной тарелки на столбе.

Неожиданно футбольный мяч угодил в козу, привязанную к крылечку. Коза вскрикнула, взвилась на дыбы и оборвала верёвку. Мальчишки бросились врассыпную. Из всех окошек высунулись разгневанные хозяйки.

— Озорники! — закричали хозяйки.— Вот скажем Анне Петровне, чтобы она вас в лес не брала.

Я пошёл дальше. За углом я увидел мальчиков. Они, оказывается, прятались там от хозяек.

— Ребята,— спросил я мальчиков,— что это за «беличьи запасы», про которые объявляли по радио?

Мальчики наперебой начали рассказывать мне, что никто лучше белок не умеет собирать сосновые шишки.

— Они их себе на зиму запасают! — кричали мальчики.— Складывают в дупла. Да ты не толкайся, дай мне сказать. Белка только здоровые шишки берёт.

— Без нас эти шишки никто и не достанет! — закричал мальчик с отчаянными синими глазами.— Дупло высоко. А мы туда — раз-раз! Мигом долезем и все шишки выберем.

— А вам белок не жалко? — спросил я.

— Белки не обижаются! — закричали, волнуясь, мальчики.— Они за два-три часа опять полное дупло натаскают.

— Вы в лесничество идёте? — спросил меня мальчик с синими глазами.

— Да, в лесничество.

— Мы давно приметили, что вы туда ходите. Так вы, пожалуйста, Анне Петровне про козу не рассказывайте. Мы в неё мячом случайно попали.

Я пообещал ничего не говорить Анне Петровне (все в лесничестве её звали Анютой).

На следующий день я ходил вместе с мальчиками и Анютой в Моховой лес, видел беличьи склады сосновых шишек, молодые сосновые посадки, и с тех пор я начал относиться и к белкам, и к молодым сосенкам, как к своим верным друзьям.

(353 сл.)                             (По К. Паустовскому)

 

Укажите правильный ответ на каждый вопрос.

1. Для чего организовывался поход в Моховой лес?

а)    Для сбора жёлудей;

√б)   для сбора сосновых шишек;

в)    для сбора лекарственных трав.

2. Как заготавливали шишки?

а)    Собирали их под соснами;

б)    срывали с деревьев;

√в)   брали из беличьих запасов.

3. Почему брали шишки из беличьих запасов?

√а)   Белки берут только здоровые шишки;

б)    все шишки там одного размера;

в)    это самый лёгкий способ заготовки шишек.

4. Почему за шишками ходили мальчики?

а)    Взрослые были заняты другими делами;

√б)   мальчики легко добирались до дупла на дереве;

в)    это была их летняя практика в лесничестве.

5. Почему мальчикам не было жалко белок?

√а)   Белки не обижаются и быстро восстанавливают запасы;

б)    белки могут обойтись без шишек;

в)    белки никогда не устают собирать шишки.

6. Определите стиль текста.

√а)   Художественный;

б)    деловой;

в)    научно-популярный.

 

2. Наши ближайшие родичи

Среди всех животных-млекопитающих нашими ближайшими родичами являются обезьяны. По строению тела обезьяны похожи на людей. У них цепкие конечности с пятью длинными пальцами не только на руках, но и на ногах, и вместо когтей на пальцах — ногти.

В мире существует много видов обезьян. Самые близкие родственники человека — человекообразные обезьяны: орангутанги, гориллы, гиббоны и шимпанзе. Эти обезьяны — одни из самых умных животных. Они одарены прекрасной памятью и умеют пользоваться своим опытом. Самой крупной человекообразной обезьяной считается горилла. Ростом самцы гориллы больше двух метров, а весом — до 300 килограммов. Характер у гориллы сложный. Эта обезьяна любит свободу и умеет за себя постоять. Даже прямой взгляд в глаза горилла воспринимает как вызов. В случае опасности горилла бесстрашно устремляется на врага. Она корчит страшные гримасы, сверкает глазами, бьёт себя в грудь, которая гудит, как барабан, испускает рёв, похожий на отдалённые раскаты грома.

Орангутанги — тоже крупные обезьяны, весом до 100 килограммов. Они обладают невиданной силой. По характеру орангутанги рассудительны, неторопливы и осторожны, но по поведению — совершенно непредсказуемы.

Гиббон — это настоящий чемпион по прыжкам с ветки на ветку. Раскачавшись на своих длинных руках, маленький от природы гиббон может запросто перепрыгнуть расстояние в 14 метров.

Но, пожалуй, самые умные, сообразительные и восприимчивые обезьяны — это шимпанзе. Когда им плохо, они плачут, когда весело — улыбаются, когда они встречаются, то хватают друг дружку за руки, а после долгой разлуки — обнимаются.

Живут шимпанзе семьями по 15 обезьян. Главным в группе считается старый самец-вожак; его все слушаются. Говорят, в случае беды шимпанзе стараются унести с поля боя не только своих раненых, но и погибших.

А ещё шимпанзе подвижны и любознательны. Вечно они что-нибудь выискивают, рассматривают, хватают, срывают и откусывают, чтобы затем это съесть или выбросить. Совсем как маленькие дети!

(278 сл.)      (Из книги «История человечества. Начало всех начал»)

 

Укажите правильный ответ на каждый вопрос.

1. На кого похожи обезьяны по строению тела?

а)    На медведей;

√б)   на людей;

в)    на собак.

2. Какая человекообразная обезьяна самая крупная?

√а)   Горилла;

б)    шимпанзе;

в)    гиббон.

3. Как ведёт себя горилла в случае опасности?

а)    Убегает;

б)    прячется;

√в)   устремляется на врага.

4. В чём особенность поведения орангутангов?

√а)   Они непредсказуемы;

б)    очень жизнерадостны;

в)    агрессивны.

5. Какая обезьяна — чемпион по прыжкам с ветки на ветку?

а)    Шимпанзе;

√б)   гиббон;

в)    горилла.

6. Как поступают шимпанзе в случае беды?

а)    Громко кричат;

б)    спасаются бегством;

√в)   уносят с поля боя своих раненых и погибших.

 

3. Передышка

От деревни до ближайшего леса дорога шла через поле. Идёшь по нему в летний день — солнце печёт, жара. Но как раз на половине пути у самой дороги росла зелёная развесистая берёза. Кто бы ни шёл, обязательно отдохнёт в прохладной тени под старым деревом. Вот и прозвали местные жители эту берёзу «Передышкой».

Так было много лет.

Но однажды осенью возвращались ребята домой с вязанками хвороста. Дошли до берёзки и уселись отдохнуть. Кругом по-осеннему неприютно. Посидели ребята немного, а потом кто- то из них предложил: «Давайте костёр разведём, погреемся и картошку в золе испечём».

Сказано — сделано. Наломали сухих палок из хвороста, стали костёр разводить, а он не горит, ветром огонь задувает.

— Постойте! — кричит один мальчуган.— Тащите сучья к берёзе. Вон у самых корней будто печурка, там уж костёр не задует.

Так и устроили.

С тех пор ребята приладились между корнями берёзы костёр разводить. И огонь разжигать было очень удобно: надерут коры с той же берёзы, она жарко горит, в один миг костёр разгорится.

Всю кору внизу с дерева ободрали. А между корнями огонь выжег большую черную дыру.

Наступила зима. Всё кругом засыпал снег. Посреди белого поля виднелась одна только берёза. Её ветви покрылись инеем. Когда утром вставало солнце, берёза казалась нежно-розовой, будто нарисованной тонкой кистью на синем фоне морозного неба. Только внизу, у самых корней, по-прежнему чернела обугленная дыра.

Зима прошла. Всё кругом зацвело, зазеленело. И только Передышка в эту весну не покрылась густой зелёной листвой.

А потом однажды приехали люди с топором и пилою, свалили сухое дерево и увезли на дрова.

Остался от Передышки только пень, а внизу под ним — чёрная обугленная дыра.

Шёл как-то раз лесник из деревни к себе в сторожку, и ребята с ним тоже шли в лес по ягоды. Дошли до середины поля. Жарко, а укрыться от солнца негде, один пень у дороги торчит. Поглядел на него лесник, рукой махнул.

— У кого ж это,— говорит,— хватило совести Передышку сгубить?

Стыдно стало ребятам. Переглянулись они между собой и рассказали обо всём леснику. Тот покачал головой.

— Ну,— говорит,— что было, того не воротишь, а теперь надо вам вашу вину исправлять. Осенью приходите ко мне в сторожку. Выкопаем мы молодых кустов да берёзок, всю дорогу ими обсадим.

Было это лет десять назад.

Теперь от деревни до леса вся дорога деревьями и кустами обсажена. А посредине пути торчит старый широкий пень.

В этом месте по-прежнему все садятся передохнуть. И зовётся это место по-прежнему «Передышка».

(392 сл.)                                    (Г. Скребицкий)

 

Укажите правильный ответ на каждый вопрос.

1. Какое дерево местные жители назвали Передышкой?

а)    Клён;

√б)   берёзу;

в)    дуб.

2. Как ребята сгубили Передышку?

√а)   Выжгли костром дыру между корней и ободрали кору;

б)    срубили на дрова;

в)    обломали все ветки.

3. Как выглядела берёза зимой?

а)    На её ветвях лежало много снега;

√б)   казалась нежно-розовой в лучах утреннего солнца;

в)    серые ветки качались на ветру.

4. Почему весной Передышка не зазеленела?

√а)   Берёза засохла;

б)    её ветви были обломаны;

в)    корни дерева размыло паводком.

5. Кто помог ребятам исправить их ошибку?

а)    Отец одного из мальчиков;

√б)   лесник;

в)    директор школы.

6. Определите стиль текста.

а)    Деловой;

б)    разговорный;

√в)   художественный.

 

4. Самый маленький материк

В те времена, о которых идёт наш рассказ (а это 40 тысяч лет назад) Азию и Австралию разделял лишь узкий пролив. Но для древних путешественников, которые в поисках еды решились переправиться в Австралию, это был невероятно рискованный шаг. Ведь они плыли на утлых лодчонках из тростника и ориентировались только по направлению полёта птиц!

А для жителей Европы материк Австралия ещё многие тысячелетия оставался неизвестным. Растаявшие во время очередного потепления ледники на долгие тысячелетия отрезали Австралию от остального мира. Её открыли голландские мореплаватели только в начале 17 столетия. Поэтому вначале Австралию называли Новой Голландией.

Позже знаменитый английский мореход, капитан Джеймс Кук, подробно изучил этот материк и заодно объявил его владениями британского короля. И только в 19 веке эту землю стали называть «Австралия», что означает «южная земля».

Животный мир Австралии очень отличается от обитателей остальных материков. Например, таких млекопитающих, как кенгуру, медвежонок коала, утконос, или птицу по имени зимородок-хохотун, не встретишь нигде на Земле, кроме Австралии.

Кенгуру и коалу называют сумчатыми животными, так как они хоть и рождают детёнышей, как все млекопитающие, потом почти шесть месяцев носят их с собой в кармашке. У сумчатых детёныш рождается крохотным, размером с червячка, поэтому природа придумала для малышей такую надёжную защиту, как тёплая сумочка у мамы на животе.

Медвежонок коала почти всю жизнь проводит на деревьях и питается только листьями целебного дерева эвкалипта. Утконос откладывает яйца, но при этом не перестаёт быть млекопитающим. Детёнышей мама-утконос кормит молоком, причём молоко сочится прямо из её кожи, а не из пупырышков-сосков, как у других млекопитающих. Кроха-утконос очень прожорлив: весит он всего один килограмм, а съедает столько рачков, червячков и лягушек, что его кормёжка обходится зоопарку дороже, чем содержание слона!

(271 сл.)      (Из книги «История человечества. Начало всех начал»)

 

Укажите правильный ответ на каждый вопрос.

1. Какой материк на нашей планете самый маленький?

а)    Азия;

б)    Африка;

√в)   Австралия.

2. На чём перебрались из Азии в Австралию первые древние путешественники?

а)    На плотах;

√б)   на лодках из тростника;

в)    на парусниках.

3. Когда голландские мореплаватели открыли Австралию?

√а)   В 17 веке;

б)    в 18 веке;

в)    в 19 веке.

4. Что обозначает слово Австралия?

а)    «Далёкая земля»;

√б)   «южная земля»;

в)    «новая земля».

5. Чем отличается животный мир Австралии от обитателей других материков?

√а)   Некоторые австралийские животные больше нигде не встречаются;

б)    животный мир Австралии очень беден;

в)    животные Австралии приспособлены к резким переменам климата.

6. Кормёжка какого австралийского животного очень дорого обходится зоопарку?

а)    Слона;

б)    кенгуру;

√в)   утконоса.





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити