РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 8 КЛАСС

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

 

УРОК № 12

Тема. Тематическая контрольная работа. «Словосочетание и предложение». Тестирование. Контрольное чтение молча*

 

Цель: осуществить контроль знаний, умений и навыков по изученной теме; развивать навыки работы с тестами; воспитывать внимательность, сосредоточенность, аккуратность.

Оборудование: тестовые задания в двух вариантах, текст для чтения молча.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

 

III. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

1. Инструктаж по выполнению тестовых заданий.

2. Выполнение учащимися тестовых заданий.

I вариант

Начальный и средний уровень

(Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.)

1. Раздел науки о языке, в котором изучается строение и значение словосочетаний и предложений — это...

а) пунктуация;

б) орфография;

в) синтаксис; √

г) лексикология.

2. Укажите ряд словосочетаний:

а) наиболее красивый, очень красивый, самый красивый, красивый юноша;

б) нарисовать в альбоме, альбомный лист, в альбоме, альбом для художника;

в) солнце светит, солнечный день, небо и солнце, солнце на небе;

г) мои друзья, прийти к другу, относиться по-дружески, дружеская встреча. √

3. Укажите словосочетание с типом связи «управление»:

а) доблестный труд;

б) описываемые события;

в) щепотка соли; √

г) упорно стремиться.

4. Укажите словосочетание с типом связи «примыкание»:

а) сформулировать тезис;

б) желанный финиш;

в) охотно командовать; √

г) одиннадцать месяцев.

5. Укажите словосочетание с типом связи «согласование»:

а) мое предположение; √

б) аплодировать аккордеонисту;

в) способный к музыке;

г) довольный победой.

6. Укажите побудительное предложение. (Некоторые знаки препинания опущены.)

а) Меня мое сердце в тревожную даль зовет

б) Где ты, утро ранее, светлое мечтание

в) Спешите делать добрые дела √

г) Шелест книжных страниц нам сопутствует в жизни повсюду

 

Достаточный уровень

Выполните синтаксический разбор словосочетаний.

Чрезвычайно громко, возвращаться домой, глубокое уважение.

3 балла

 

Высокий уровень

Напишите сочинение-миниатюру на тему «Кто словом скор, тот в делах редко спор».

Используйте предложения разные по цели высказывания и эмоциональной окраске.

3 балла

 

II вариант

Начальный и средний уровень (Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.)

1. По типу подчинительной связи словосочетания делятся:

а) на простые и сложные;

б) управление, примыкание, подчинение;

в) распространенные и нераспространенные;

г) согласование, управление, примыкание. √

2. Укажите ряд словосочетаний.

а) светлее солнца, куда-нибудь подальше, идут учиться, падают листья;

б) буду рисовать, группа инженеров, наедине с книгой, говорить с учителем;

в) возвышаться впереди, право надеяться, приехать загорать, пение птиц; √

г) города и села, холодный дождь, в море лесов, осенняя сырость.

3. Укажите словосочетание с типом связи «управление»:

а) лелеять мечту; √

б) яйцо всмятку;

в) аккуратно писать;

г) шаг назад.

4. Укажите словосочетание с типом связи «примыкание»:

а) девочка с голубыми глазами;

б) усталый взгляд;

в) спросить о знакомых;

г) разговаривать улыбаясь. √

5. Укажите словосочетание с типом связи «согласование»:

а) рассеянный ветром;

б) слева от камня;

в) мясные консервы; √

г) довольный победой.

6. Укажите вопросительное предложение. (Некоторые знаки препинания опущены.)

а) Что может быть милей бесценного родного края √

б) Никогда я не жалею времени для подготовки стола к рабочему дню

в) Спешите делать добрые дела

г) Шелест книжных страниц нам сопутствует в жизни повсюду

 

Достаточный уровень

Выполните синтаксический разбор словосочетаний. восемнадцатое число, укрыться от мороза, очень интересно.

3 балла

 

Высокий уровень

Напишите сочинение-миниатюру на тему «Дело толком красно».

Используйте разные по цели высказывания и эмоциональной окраске предложения.

3 балла

 

3. Проведение контрольного чтения молча.

1) Чтение текста учащимися.

Безмолвные свидетели былого

Таких музеев, как Пушкинский заповедник на Псковщине, нет больше на свете. В этом музее есть вещи Пушкина и его близких. Но не только это — есть небо, звезды, земля, деревья, травы, цветы, яблоки, птицы, звери и даже... люди. Всякий пришедший к Пушкину паломник — это тоже частица пушкинского бытия, его продолжение, это своеобразный, очень дорогой «экспонат».

После жизни Пушкина многое здесь переменилось. Таков непреложный закон бытия. Маленькая, кокетливая березка в Тригорском стала ныне старым дряхлым деревом, юные когда-то липы «аллеи Керн» в Михайловском превратились в инвалидов; одни стоят на подпорках-костылях, другие привалились друг к другу. Поредела ганнибаловская еловая аллея. Канули в лету «ель-шатер» и «береза-седло». Время унесло многое, воспетое Пушкиным.

Когда люди уходят, остаются вещи. Безмолвные свидетели радостей и горестей своих бывших хозяев, они продолжают жить особой таинственной жизнью. Нет неодушевленных вещей, есть неодушевленные люди. Память — понятие емкое; здесь и само творческое наследие художника, и та среда, человеческая и материальная, в которой возникли его творения. И нет здесь ничего маловажного.

Я занимаюсь жизнью и творчеством Пушкина почти всю свою жизнь, но только сейчас начинаю постигать душу его вещей, тайну их эмоциональной наполненности.

Например, Пушкин пишет: «Люби сей сад с обрушенным забором.». И я ломаю голову: а что вызвало именно этот термин — «обрушенный», а не «ветхий», не «сваленный», не «гнилой»?

Или вы входите в кабинет поэта, там стоит кресло. Я долго думал, как ставил его для себя Пушкин? Ведь он был маленького роста... В какой позе ему удобнее всего было работать?

Нужно понять предназначение каждой вещи и через это подойти к пониманию внутреннего состояния своего героя: как он смотрел, поворачивал голову, держал перо, болтал ногами? Это все очень интересно, но необычайно сложно. Истинный вещевед, как писатель, должен перевоплотиться в своего героя, до мелочей понять его характер. Но если писатель может фантазировать, менять сюжет произведения, то вещевед обязан быть строгим документалистом.

Много лет провел я в Михайловском и его округе в той обстановке, в какой, как мне кажется, жил здесь когда-то Пушкин. Вокруг меня были те же сады, парки. Меня окружали вещи Пушкина.

Я зажигал свечу в его подсвечнике. Свеча горела на столе, и тени от нее зыбко трепетали на стенках его кабинета.

Я брал железную трость Пушкина и выходил с нею на балкон. Подолгу смотрел в окна на пасущихся лошадей. Сидел в кресле. Зажигал камин. Дрова горели, пылали, тлели... Я громко сам себе читал «19 октября», строфы Онегина...

Постепенно вещи становились со мною разговорчивее, и каждая строчка, написанная пушкинской рукой в его доме, стала мною восприниматься глубже, задушевнее и приближала меня к нему.

Все места, где хотя бы тень Пушкина мелькнула, святы!

(422 сл.)                                         (По С. Гейченко)

 

1. Пушкинский заповедник находится

а) на Псковщине; √

б) на Рязанщине;

в) в Подмосковье.

2. Своеобразными «экспонатами» Пушкинского заповедника являются:

а) вещи;

б) растения;

в) паломники. √

3. Прошедшие годы отразились прежде всего:

а) на состоянии дома Пушкина;

б) на внешнем облике деревьев; √

в) на рукописях поэта.

4. Истинный вещевед не имеет права:

а) фантазировать; √

б) ошибаться;

в) иметь свое мнение.

5. Какими вещами Пушкина пользовался автор текста?

а) Гусиным пером;

б) подсвечником; √

в) тростью.

6. Сидя у камина в кабинете Пушкина, автор:

а) изучал черновики поэта;

б) негромко пел;

в) читал сам себе стихи Пушкина. √

7. Закончите фразу: «Каждая строчка, написанная пушкинской рукой в его доме, ...»

а) становилась бессмертной;

б) приближала меня к нему; √

в) является шедевром.

8. В предложении «Дрова горели, пылали, тлели ...» использованы:

а) омонимы;

б) синонимы; √

в) антонимы.

9. Закончите фразу: «Все места, где хотя бы тень Пушкина мелькнула...»

а) великолепны;

б) непревзойденны;

в) святы. √

10. Отметьте словосочетание, в котором использован эпитет:

а) творческое наследие;

б) маленький рост;

в) кокетливая березка. √

11. В словосочетании «время летит» используется:

а) метафора; √

б) сравнение;

в) аллегория.

12. Какова главная мысль текста?

а) Изучать вещи Пушкина очень интересно, но необычайно сложно;

б) понять назначение каждой вещи — значит лучше понять внутреннее состояние Пушкина; √

в) вещевед обязан быть строгим документалистом.

 

4. Организационный момент.

(Учитель, собрав тетради для контрольных работ, дает ответы на вопросы, которые возникли у учащихся во время выполнения тестовых заданий.)

 

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Составить текст возможного диалога с товарищем о правописании сложных прилагательных.

__________________________________________________________

* Учитель также может использовать издание: Л. Д. Донина, Ю. Н. Тельпуховская. Русский язык. 8 класс (для украинских школ). Комплексная зачетная тетрадь для тематического оценивания.— Харьков: Веста: Издательство «Ранок», 2008.





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити