РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 8 КЛАСС

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

 

УРОК № 18

Тема. Тире между подлежащим и сказуемым

 

Цель: углубить знания учащихся об особенностях строения предложений с пропущенной связкой, обратить внимание на знаки препинания в таких предложениях; развивать логическое мышление, умение последовательно излагать свои мысли, совершенствовать умения и навыки устанавливать соответствия между пословицами и поговорками в русском и украинском языках; воспитывать интерес к чтению.

Оборудование: учебник, раздаточный и дидактический материал, таблица.

ХОД УРОКА

Чтение для ума то же, что физические упражнения для тела.

Д. Аддисон

 

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Чтение эпиграфа, работа с ним.

 

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Проверка домашнего задания.

(Несколько учащихся работают у доски с составленными дома предложениями, выделяют грамматическую основу).

2. Беседа.

(Ответы учащиеся должны записать в тетради. Ответы являются иллюстрацией к теоретическому материалу урока (Синтаксис — это ...; сказуемое — это ... и т. д.).)

1) Что такое синтаксис?

2) Что такое главные члены предложения?

3) Что такое подлежащее?

4) Что такое сказуемое?

5) Что такое составное сказуемое?

 

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Объяснение учителя с опорой на таблицу.

(Учитель может предложить учащимся прочитать теоретический материал учебника.)

 

Тире ставится:

Например:

1) Если подлежащее и сказуемое выражены существительным или числительным в Им. п.

Киевстолица Украины.

Пятью восемьсорок.

2) Если оба главных члена выражены неопределенной формой глагола.

Жить — Родине служить.

3) Если один главный член выражен неопределенной формой глагола, а другой именем существительным.

Наша задача — хорошо учиться.

4) Если перед сказуемым стоит указательная частица это или вот; тире ставится перед этой частицей.

Чтение — вот лучшее учение.

Тире не ставится:

Например:

1) Если сказуемое присоединяется союзом как или другими сравнительными союзами.

Наш школьный двор как сад.

2) Если подлежащее выражено личным местоимением.

Он порча, он чума, он язва здешних мест.

3) Если при сказуемом есть отрицательная частица не.

Бедность не порок.

 

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Коллективная работа. Анализ языковых явлений.

— Запишите предложения, выделите в них главные члены. Обоснуйте постановку тире или его отсутствие.

1) Ольга — старшая сестра Виктора.

2) Злой язык что стрела.

3) Слово не стрела, да острее стрелы.

4) Слепая ненависть — плохой советчик.

5) Жизнь прекрасна и удивительна.

6) Красота слова ярче всего воплощена в поэзии.

2. Работа в группах. Творческий перевод «Шкатулка мудрости».

— К украинским пословицам подберите русские эквиваленты, в которых есть пунктограмма «Тире между подлежащим и сказуемым».

— Объясните значение пословиц и поговорок;

— Выделите грамматическую основу предложений.

Злиднями очі не колють.

Обоє рябоє.

Добра жінка мужеві свому вінець, а зла — кінець.

Вік прожити — не дощову годину перестояти.

Куріть багато на здоров’я — скоріше помрете.

Що в серці вариться, то на лиці не втаїться.

Відвага мед п’є.

Хто мовчить, той трьох навчить.

Наука в ліс не веде, а з лісу виводить.

Язиче, язиче, лихо тебе миче, в мені сидиш, а мені добра не зичиш.

 

Справка

Бедность не порок.

Два сапога пара.

Добрая жена — веселье, а худая — злое зелье.

Жизнь прожить — не поле перейти.

Курить — здоровью вредить.

Лицо — зеркало души.

Риск — благородное дело.

Слово — серебро, молчание — золото.

Ученье — свет, неученье — тьма.

Язык мой — враг мой.

 

3. Работа с учебником.

(Учитель предлагает ученикам выполнить упражнения из учебника.)

4. Работа с текстом.

— Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания, вставляя буквы и раскрывая скобки. Выделите главные члены предложения. Озаглавьте текст; определите его главную мысль.

Человек любящий и умеющий читать счастливый человек. Он окруж..н множеством умных добрых и верных друзей. Друзья эти книги.

Огромный мир, заманч..вый и разнообразный, врывается к нам со страниц любимых книг. Что скрыто в них?

Читайте (н..)торопясь что(бы) (н..)потерять (н..)одной капли драгоценного содержания книг. Человек гл..тающий книги похож на путешественника знакомящегося со страной из окна вагона. Заставляйте себя читать медленно запом..ная обдумывая представляя самого себя в гуще тех событий и той обстановки какими наполнена книга. Только тогда перед вами до конца откроется созд..ный писателем большой и прекрас(?)ный мир.

Читайте! Пусть (н..)будет (н..)одного дня когда бы вы (н..)прочли хотя(бы) одной страницы из новой книги.

(По К. Паустовскому)

 

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

1. Оценивание учебных достижений учащихся.

2. Заключительная беседа.

1) С помощью чего связываются слова в предложении?

2) Что такое нулевая связка?

3) Когда ставится тире между подлежащим и сказуемым?

4) Когда не ставится тире между подлежащим и сказуемым?

 

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Выполнить упражнение из учебника (на выбор учителя).

3. Выписать пять пословиц с использованием тире; выделить подлежащее и сказуемое.





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити