РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 8 КЛАСС

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

 

УРОК № 19

Тема. Второстепенные члены предложения

 

Цель: восстановить в памяти учащихся изученный материал о второстепенных членах предложения; совершенствовать умения выделять в предложении второстепенные члены, определять их вид, способы выражения; развивать логическое мышление; воспитывать культуру речи. 76

Оборудование: учебник, раздаточный и дидактический материал, таблица.

ХОД УРОКА

Ум растет за счёт того, чем он питается.

Д. Холлэнд

 

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Чтение эпиграфа, работа с ним.

 

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Проверка домашнего задания.

(Ученики читают подготовленные дома пословицы, объясняют постановку в них тире.)

2. Работа по карточкам.

(Двое учащихся работают у доски.)

Карточка 1

Выполнить полный синтаксический разбор предложения. Определить, чем выражено подлежащее, указать тип сказуемого.

В западной части тайги климат теплее.

 

Карточка 2

Выполнить полный синтаксический разбор предложения. Определить, чем выражено подлежащее, указать тип сказуемого.

Хлеб, наполненный солнечной и земной силой, аппетитно смотрит на нас.

3. Словарный диктант с грамматическим заданием.

— Запишите словосочетания, определите тип связи в них.

— Используя словосочетания, составьте три предложения — простое, полное и распространенное.

— Выполните синтаксический разбор предложения.

— Дайте толкование слов «конгресс», «конференция».

Талант режиссера, репетиция пьесы, сценическое искусство, поразить зрителей, готовиться к конференции, конгресс биологов, праздничная иллюминация, карнавальная ночь, ураганный ветер, воплощенный замысел, старательно исполнить, большинство присутствующих, избирательная комиссия.

 

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа с учебником.

(Учащиеся изучают теоретический материал по учебнику, отвечая на вопросы.)

Вопросы к учащимся

1) На какие группы делятся члены предложения?

2) Какие есть главные члены предложения?

3) Что такое подлежащее?

4) Что такое сказуемое? Какие типы сказуемых вы знаете?

5) Какие есть второстепенные члены предложения?

6) Что такое дополнение?

7) Что такое определение?

8) Что такое обстоятельство?

2. Объяснение учителя с опорой на схему.

Второстепенные члены предложения поясняют главные или другие второстепенные члены предложения. Они делятся по своим грамматическим значениям на дополнения, определения и обстоятельства. Эти значения распознаются по вопросам. Например, в предложении Осторожно обходят охотники залегших в чащобе волков: (обходят кого?) волков — дополнение; (обходят как?) осторожно — обстоятельство; (волков каких?) залегших — определение; (залегших где?) в чащобе — обстоятельство.

 

 

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Коллективная работа.

— Запишите предложения. Выполните их синтаксический разбор.

1) Уметь читать — это означает быть чутким к смыслу и к красоте слова, к его тончайшим оттенкам.

2) Сладковатый запах водных лилий смешан с запахом воды.

3) Двадцать лет — совершенно ничтожный срок в жизни народа.

4) В эту ночь долго не мог уснуть маленький Димка.

2. Практическая работа.

— Используя словосочетания из диктанта, составьте одно простое предложение с дополнением, одно простое предложение с определением и одно простое предложение с обстоятельством.

— Выполните синтаксический разбор этих предложений.

3. Лингвистическая задача.

— Прочитайте предложения.

— Составьте схемы первого, шестого и седьмого предложений.

— Решите задачу.

Студенты разных факультетов педагогического университета организовали эстрадный квартет. Михаил в нем играет на саксофоне. Пианист учится на физическом факультете. Ударника зовут не Валерием, а студента географического факультета не Леонидом. Михаил учится на историческом факультете. Андрей не пианист и не биолог. Валерий учится не на физическом факультете, а ударник — не на историческом, а Леонид играет не на контрабасе.

На каком инструменте играет Валерий и на каком факультете он учиться?

(Ответ: Валерий играет на контрабасе и учится на биологическом факультете.)

 

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

1. Оценивание учебных достижений учащихся.

2. Заключительная беседа.

1) На какие группы делятся члены предложения?

2) Какие есть главные члены предложения?

3) Какие есть второстепенные члены предложений?

4) Что такое дополнение?

5) Что такое определение?

6) Что такое обстоятельство?

Вывод. В предложении есть главные и второстепенные члены. Главные члены — это подлежащее и сказуемое, второстепенные — дополнение, определение, обстоятельство.

 

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Выполнить упражнение из учебника (на выбор учителя).

3. Задание высокого уровня: используя распространенные предложения, написать сочинение-миниатюру «Кем я хочу быть».





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити