РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 8 КЛАСС

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

 

УРОК № 22

Тема. Приложение как особый вид определения. Дефис при приложении

 

Цель: углубить знания учащихся о второстепенных членах предложения, ознакомить с приложением как разновидностью определений, правилами употребления знаков препинания при них; развивать умения выделять в предложении приложения и использовать их в речи; воспитывать культуру речи.

Оборудование: учебник, раздаточный и дидактический материал.

ХОД УРОКА

В природе-матери нет ничего бесполезного.

М. Монтень

 

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Чтение эпиграфа, работа с ним.

 

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Проверка домашнего задания.

(Трое учащихся записывают на доске составленные дома предложения, в которых выделяют дополнения и определения.)

2. Беседа.

1) Какие второстепенные члены предложения вы знаете?

2) Что такое дополнение? Какие виды дополнений вы знаете?

3) Что такое определение?

4) Какие определения называются согласованными? Какие — несогласованными?

5) Чем выражаются согласованные и несогласованные определения?

 

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Коллективная работа.

— Выполните синтаксический разбор предложений.

— Определите сходство и различия в их строении.

Наши ученики хорошо работали в классе.

Ученики восьмого класса хорошо работали в классе. Ученики-восьмиклассники хорошо работали в классе.

2. Объяснение учителя.

(Учитель может предложить учащимся выполнить упражнения из учебника.)

Приложение — это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом только в падеже.

Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана.

Приложения могут обозначать различные качества предмета, указывать на возраст, национальность, профессию и другие признаки, называть собственные имена неодушевленных предметов.

Бабушка-старушка из окна глядит.

Врач Сергеева уехала.

Река Днепр разлилась.

Особым видом приложения являются имена собственные, обозначающие названия газет, предприятий, художественных произведений.

Отец выписывает газету «Факты».

Завод «ХТЗ» — передовое промышленное предприятие.

Это несогласованные приложения.

Если одиночное приложение и определяемое существительное является именами нарицательными, то между ними ставится дефис.

Не забудет народ-победитель беззаветных героев своих.

Дефис ставится и тогда, когда нарицательное существительное стоит после имени собственного и тесно сливается с ним по смыслу.

Сравните: Кремль стоит на берегу Москвы-реки.

Река Москва закована в гранит.

 

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа с учебником.

(Учитель предлагает ученикам выполнить упражнения из учебника.)

2. Коллективная работа.

— Запишите предложения, подчерните приложения.

— Выполните синтаксический разбор предложений.

— Какие из приложений имеют переносное значение?

1. Белые чайки-рыболовы с криком носились над Доном. 2. Вьется улица-змея. 2. Высоко стоит солнце на небе, горячо печет землю-матушку. 3. Старинный вальс «Осенний сон» играет гармонист.

3. Творческое реконструирование с элементами распределения.

— Прочитайте предложения. Какими однокоренными качественными прилагательными можно заменить каждое приложение?

— Объясните, почему в одних случаях между приложением и определяемым словом ставится дефис, а в других — нет.

— Выпишите приложения и определяемые существительные в два столбика.

Пишутся с дефисом

 

Пишутся без дефиса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    

1. В скачках участвовали красавцы кони. — В скачках участвовали кони-красавцы. 2. У ворот склада стоял старик сторож. — У ворот склада стоял сторож-старик. 3. На берегу реки вырос гигант завод. — На берегу реки вырос завод-гигант.

4. Практическое задание.

— Подберите к выделенным существительным приложения или определяемые слова с теми значениями, которые указаны в скобках.

— Объясните написание приложений.

На фестивале участвовали студенты ... (национальность). Они на русском языке декламировали стихотворение поэта ... (фамилия).

Отрывок из романа Л.Н. Толстого ... (название) о сражении под ... (место) прочел преподаватель ... (специальность).

Артист городского театра спел арию из оперы ... (название) композитора ... (фамилия).

5. Работа у доски.

— Подберите к существительным приложения.

— Составьте с ними предложения.

— Выполните их синтаксический разбор.

Образец: Воин-герой, воин-победитель.

Киев, юноша, врач, газета, пароход.

6. Лингвистическое рассуждение.

Задание высокого уровня

— Докажите, что в словосочетаниях река Днепр, журнал «Природа» приложением будут имена собственные, а в словосочетаниях инженер Петрова, врач Иванова, наоборот, приложением являются не собственные, а нарицательные существительные.

— Для доказательства составьте предложения, в которых одно из слов каждого словосочетания было бы подлежащим, а сказуемое выражалось бы глаголом прошедшего времени.

 

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

1. Оценивание учебных достижений учащихся.

2. Заключительная беседа.

1) Что такое определение?

2) Какие вы знаете виды определений?

3) Что такое приложение?

4) Какими бывают приложения?

5) Когда в приложении ставится дефис?

 

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Выполнить упражнение из учебника (на выбор учителя).

3. Составить 5 предложений с приложениями.





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити