РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 8 КЛАСС

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

 

УРОК № 33

Тема. Тематическая контрольная работа. «Простое предложение». Тестирование. Контрольное аудирование*

 

Цель: осуществить контроль знаний, умений и навыков по изученной теме; развивать умение работы с тестами; воспитывать внимательность, сосредоточенность, аккуратность.

Оборудование: тестовые задания в двух вариантах, тест для контрольного аудирования и задания к нему.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

 

III. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

1. Инструктаж по выполнению тестовых заданий.

2. Выполнение учащимися тестовых заданий.

I вариант

Начальный и средний уровни (Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.)

1. Укажите, простыми или сложными являются данные предложения (А — простое, Б — сложное).

1.    Брат отказался от моей помощи и хотел все сделать сам.

2.    Тебе не спится, и мне не уснуть.

3.    Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой.

4.    Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья гнет.

2. Укажите, чем выражено подлежащее в предложении Мы с Аликом принялись за работу.

а)   Существительным;

б)   местоимением;

в)   словосочетанием. √

3. Определите вид сказуемого в предложении Всем хотелось принять участие в вечере.

а)    простое глагольное;

б)    составное глагольное;

в)    составное именное.

4. Укажите, чем выражено сказуемое в предложении Пять подбитых танков являются результатом боя.

а)    глаголом;

б)   глаголом + существительным; √

в)    прилагательным + глаголом.

5. Определите, нужно ли ставить тире между подлежащим и сказуемым в предложениях (А — нужно; Б— не нужно).

1.    Книга источник знаний.

2.    Пруд как блестящая сталь.

3.    Бедность не порок.

4.    Ртуть тоже металл.

6. Укажите, какими членами являются выделенные слова в предложениях. (А — подлежащее; Б — сказуемое; В — дополнение; Г — определение; Д — обстоятельство; Е — не является членом предложения).

1.    Льет в окошко зимний месяц золотистый свет.

2.    Сменила мудрость молодости пыл.

3.    Я начал разыскивать потерянную клюшку.

4.    Каждый звук случайный я ловлю пытливо.

 

Достаточный уровень

Запишите предложение, расставив знаки препинания. Выполните его синтаксический разбор.

Самая большая радость в мире это делать счастье для других.

3 балла

 

Высокий уровень

Напишите диалог на тему: «В кинотеатре».

Используйте предложения разные по цели высказывания и эмоциональной окраске, двусоставные и односоставные, полные и неполные.

3 балла

 

II вариант

1. Укажите, простыми или сложными являются данные предложения (А — простое, Б — сложное).

1.    Жилище мое обросло случайными, но интересными вещами. (А)

2.    В воздухе чувствуется запах весны, и в школах готовятся к экзаменам. (Б)

3.    Он выдержал экзамен и был принят в институт. (А)

4.    Здесь, как гласит предание, был густой лес. (А)

2. Укажите, чем выражено подлежащее в предложении К славному подвигу каждый готов.

а)    Существительным;

б)   местоимением; √

в)    числительным.

3. Определите вид сказуемого в предложении Рад учиться языку.

а)    Простое глагольное;

б)   составное глагольное; √

в)    составное именное.

4. Укажите, чем выражено сказуемое в предложении Ветер был встречный.

а)    Глаголом;

б)    глаголом + существительным;

в)   глаголом + прилагательным. √

5. Определите, нужно ли ставить тире между подлежащим и сказуемым в предложениях (А — нужно; Б — не нужно).

1.    Сады сажать жизнь украшать. (А)

2.    Сентябрь только начало месяца. (Б)

3.    Путешествие это та же книга. (А)

4.    Мой рабочий день десять часов в сутки. (А)

6. Укажите, какими членами являются выделенные слова в предложениях. (А — подлежащее; Б — сказуемое; В — дополнение; Г — определение; Д — обстоятельство; Е — не является членом предложения).

1.    Желание наказать обидчика было очень сильным. (Г)

2.    Сначала читал, затем решал. (Б)

3.    Мы шли в течение всего дня. (А)

4.    Врач запретил мне читать лежа. Д)

 

Достаточный уровень

Запишите предложение, расставив знаки препинания. Выполните его синтаксический разбор.

Скромность одна из величайших черт русского народа.

3 балла

 

Высокий уровень

Напишите диалог на тему: «В театре».

Используйте предложения разные по цели высказывания и эмоциональной окраске, двусоставные и односоставные, полные и неполные.

3 балла

 

3. Проведение контрольного аудирования.

1) Чтение учителем текста для аудирования.

 

Книги Древней Руси

Отдел рукописей Ленинской библиотеки в Москве сохраняет до сих пор в своем облике музейные черты. В шкафах, в особых приспособлениях и на столах — старинные фолианты, пришедшие к нам из глубины веков.

Вот книга, которую мог держать в руках Владимир Мономах, воин и политик, охотник и философ, размышлявший на склоне лет своих: «Что такое человек, как подумаешь о нем? Как небо устроено, или как солнце, или как луна, или как звезды, и тьма, и свет?..» Вот под стеклом лежит летопись, открытая на странице, где записан красочный рассказ о волхве, предсказавшем вещему Олегу смерть от любимого коня. Летописная легенда, как известно, воодушевила Пушкина на создание «Песни о вещем Олеге».

Древняя Русь ценила книги как редчайшие сокровища. Иметь несколько книг — это означало обладать целым состоянием. «Повесть временных лет» называет книги реками, напояющими вселенную мудростью неизмеримой глубины. «Если прилежно поищешь в книгах мудрости,— замечал летописец,— то найдешь великую пользу душе своей».

Многие рукописи одевались в кожаные переплеты — оклады, украшались и драгоценными камнями, и многоцветными сияющими эмалями.

Особенно большого искусства достигли ремесленники в украшении окладов церковных книг. Переплеты евангелий превращались в драгоценные произведения искусства, они сверкали филигранью, многоцветными эмалями, жемчугами... Древнерусские эмали отличала красочная гамма, в которую входили соединения белого и голубого, розового и синего, изумрудного и ярко-красного тонов.

Когда я вижу на темно-серебристом фоне оклада голубовато-зеленое пятно, излучающее неожиданно радостный, светлый и глубокий свет, то моему взору представляются образы и события прошлого, свидетелем которого был этот драгоценный камень. В глубине камня — и зарево пожаров, и праздничное полыханье свечей, и глаза воинов, и изнуренные лица подвижников...

Драгоценным камнем, ограненным великим мастером — Временем, можно назвать древнерусскую литературу, богатства которой мы еще только начинаем в полной мере осознавать. Год от года глубже мы проникаем в смысл словесности, складывавшейся столетиями, перечитываем забытые или полузабытые литературные памятники и все более убеждаемся в их художественной силе.

«Каждое произведение Древней Руси рассчитано не на обычное, беглое чтение, а на прилежное „книжное почитание” в поисках книжной мудрости и книжного наставления,— пишет Д. С. Лихачев.— Если бы можно было представить себе древнерусского читателя за чтением его любовно переписанных от руки книг, то, наверное, это чтение было особенно истовым, торжественным и благоговейным».

Не случайно на старых книгах встречаются записи: «Горе тому, кто черкает у книг по полям, на том свете бесы исчеркают ему лицо железом»; «Эту книгу ни продати, ни отдати нельзя»; «Аще где криво написал, то не кляните меня, грешного раба...» Читатель книг ощущал себя приобщенным к вечной мудрости мира; создателями сочинений, как правило анонимных, выступали люди большой художественной культуры, искренно заботившиеся о судьбах своей Родины, мыслившие во вселенских масштабах.

Выдающееся произведение — «Повесть временных лет», определившее на много веков исторические представления наших соотечественников, поражает своей грандиозностью, сплавом достоверных фактов с очаровательными народными легендами. Составленная из разножанровых отрывков, созданных в несхожие эпохи, она — единое художественное целое, включившее в себя сведения о жизни страны, войнах и разорениях, характеристики князей, похвалы героям, плачи о погибших, дипломатическую и придворную хронику, сказания о чудесах, назидания потомкам. И все это — в непринужденной форме, поразительно емкой и лаконичной.

Древнерусский писатель мыслил государственно. «Нам Русская земля, что младенец для матери»,— говорил летописец, высказывая свои самые заветные мысли и чувства.

Древнерусская литература создала разнообразные произведения, служившие потребностям времени и сохранившие в лучших своих образах значение для нас, отдаленных потомков, живущих на земле, «украсно украшенной» предками. Слова, написанные гусиным пером Нестора-летописца или Даниила Заточника, и ныне влекут нас к себе, зовут приобщиться к старой мудрости книжной, что еще далеко не исчерпала себя, не открылась полностью в незатемненной красоте.

Есть ли основание рассчитывать на то, что будут найдены неизвестные нам старые словесные сокровища? Или великие поэмы, сказания, повести, исторические песни и легенды навсегда исчезли и недоступны нашему взору?

Бесспорно одно, что и поныне летописи, сказания, жития, «хождения» остаются кладовыми словесных сокровищ, запасниками, в которых таятся сюжеты и образы большой художественной силы.

(617 сл.)                                  (По Е. Осетрову)

 

2) Выполнение учащимися тестовых заданий к тексту.

1. Летописная легенда воодушевила Пушкина на создание:

а)    повести «Капитанская дочка»;

б)   «Песни о вещем Олеге»; √

в)    поэмы «Руслан и Людмила».

2. Древняя Русь ценила книги:

а)   как редчайшие сокровища; √

б)    украшение интерьера;

в)    музейные экспонаты.

3. Переплеты древних книг — оклады — украшались:

а)    дорогими тканями;

б)    красивыми рисунками;

в)   драгоценными камнями. √

4. Особенно искусно украшались оклады:

а)    детских книг;

б)   церковных книг; √

в)    учебных книг.

5. Иметь в доме несколько книг — означало обладать:

а)   целым состоянием; √

б)    небольшой библиотекой;

в)    особыми знаниями.

6. Древнерусские книги.

а)    издавали в единственном экземпляре;

б)   переписывали от руки; √

в)    печатали на станке.

7. Древнерусские книги были рассчитаны:

а)   на прилежное, внимательное чтение; √

б)    на беглое чтение;

в)    на то, чтобы развлечь читателя.

8. В старых книгах есть записи: «На том свете бесы исчеркают лицо железом» тому, кто.

а)    продает книги;

б)    мало читает;

в)   черкает на полях книг. √

9. «Повесть временных лет» представляет собой:

а)    собрание исторических фактов;

б)   сплав достоверных фактов с народными легендами; √

в)    сборник летописей.

10. Древнерусскую литературу можно назвать:

а)   драгоценным камнем; √

б)    духовным наследием;

в)    завещанием потомкам.

11. Литература Древней Руси, как драгоценный камень, огранена великим мастером:

а)    Историей;

б)    Наукой;

в)   Временем. √

12. Какова главная мысль текста?

а)    Древнерусские книги имеют значение только как памятник старины.

б)   Древняя книжная мудрость и по сей день остается живым наследием. √

в)    Древнерусские книги — это прежде всего произведения ювелирного искусства.

 

4. Организационный момент.

(Учитель, собрав тетради для контрольных работ, дает ответы на вопросы, которые возникли у учащихся во время выполнения тестовых заданий.)

 

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Повторить теоретический материал об однородных членах предложения, подобрать примеры.

___________________________________________________________________

* Учитель также может использовать издание: Л. Д. Донина, Ю. Н. Тельпуховская. Русский язык. 8 класс (для украинских школ). Комплексная зачетная тетрадь для тематического оценивания.— Харьков: Веста: Издательство «Ранок», 2008.





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити