РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 8 КЛАСС

ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ОБРАЩЕНИЕ. ВВОДНЫЕ СЛОВА (СЛОВОСОЧЕТАНИЯ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ)

 

УРОК № 35

Тема. Однородные и неоднородные определения

 

Цель: научить различать однородные и неоднородные определения, совершенствовать умения и навыки постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами; развивать умение правильно интонировать предложения с однородными членами, определять синтаксическую роль этих членов; воспитывать обдуманное отношение к поступку.

Оборудование: учебник, раздаточный и дидактический материал, таблица.

ХОД УРОКА

Будьте внимательны к своим мыслям,— они начало поступков.

Лао-цзы

 

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Чтение эпиграфа и работа с ним.

 

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка 1

Записать предложение, расставляя знаки препинания и раскрывая скобки. Подчеркнуть однородные члены предложения, определить их синтаксическую роль.

На прогалину выбежал белый ушкан(заяц) сел на задние лапки повел длинными ушами и стал умываться.

Сделать морфологический разбор выделенного слова.

 

Карточка 2

Записать предложение, расставив знаки препинания и раскрыв скобки. Подчеркнуть однородные члены предложения, определив их синтаксическую роль.

Ежик осторожно развернулся стра(нн, н)о глянул (из)под зеленой ветки и быстро засем(е, и)нил под уклон на п(о, а)ляну.

Сделать морфологический разбор выделенного слова.

 

Карточка 3

Записать предложение, расставив знаки препинания и раскрыв скобки. Подчеркнуть однородные члены предложения, определив их синтаксическую роль.

Он увидел холодное солнце величественный простор безмолвной степи (свинцово)серое небо у кромки горизонта и на белой шапке кургана невдалеке (рдяно)желтую с огнистым отливом лису.

Сделать фонетический разбор выделенного слова.

 

2. Проверка домашнего задания.

(Несколько учащихся зачитывают легенды о растениях, записанные дома.)

3. Беседа.

— Какие члены предложения называются однородными?

— Как они между собой соединяются?

— Назовите условия, при которых всегда ставится запятая между однородными членами.

— Какова стилистическая функция однородных членов предложения?

 

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа в парах.

— Прочитайте предложения. Укажите определения. Какие из них вы будете произносить с перечислительной интонацией? Между какими можно вставить союз и?

1) Малиновым, лиловым и зеленым рассыпался над городом раскат.

2) На таинственных еловых лапах лунной бахромою снег повис.

3) Слышится сдержанный, неясный шепот ночи.

4) Все последнее время стояли пасмурные, серые дни.

5) Последние два дня дул крепкий штормовой ветер.

6) Синие, желтые, красные под ярким солнцем флаги зацвели.

2. Беседа.

1) С какой целью вы выполняли это упражнение?

2) Чему вы учились на данном этапе урока?

3. Объяснение нового материала с использованием таблицы.

(Учитель может предложить учащимся прочитать теоретический материал учебника.)

 

Определение

(второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и поясняет подлежащее, дополнение, другие члены предложения, выраженные существительными; отвечает на вопрос какой? чей?)

ОДНОРОДНЫЕ

НЕОДНОРОДНЫЕ

— одинаково относятся к определяемому слову;

— произносятся с перечислительной интонацией;

— допускают вставку союза и

— относятся к определяемому слову по-разному (непосредственно к существительному относится только ближайшее из них, а другое относится ко всему словосочетанию первого определения с существительным);

— произносятся без перечислительной интонации;

— не допускают вставки союза и

Определения-эпитеты (художественные, эмоциональные определения) обычно бывают однородными

 

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа с учебником.

(Учитель предлагает ученикам выполнить упражнения из учебника.)

2. Творческое задание.

— Подберите к данным существительным сначала неоднородные, а затем однородные определения.

Мысль, поступок, родина, школа, друг, семья, любовь.

Начальный и средний уровни

— Составьте предложения с придуманными однородными и неоднородными определениями.

Достаточный и высокий уровни

Напишите сочинение-миниатюру, используя эпиграф к уроку и придуманные однородные и неоднородные определения.

3. Проверка творческого задания.

4. Диктант с выборочным ответом.

(Осуществляется взаимопроверка работ.)

— Напишите напротив цифр соответствующую букву. А — определения однородные, так как характеризуют предметы с одной стороны. Б — определения однородные, так как это эпитеты, объединенные общим смыслом, направленным на характеристику предмета с одной стороны. В — определения неоднородные, так как характеризуют предмет с разных сторон.

Объясните, почему вы считаете согласованные определения, соединенные без союзов, однородными или неоднородными.

I вариант

1) Жизнь за мое упрямство вернула мне счастье, безмерное, изумительное, прекрасное.

2) Я буду тогда обладать истиной вечной, несомненной.

3) Ласковый ветер с реки трепал непослушные морозкины кудри.

4) Это был мужчина с мечтательными голубыми глазами.

5) Необходимо всеми мерами избавлять человечество от чтения плохих, ненужных книг.

6) Девочка постелила на стол чистую суровую скатерть.

7) Швейцар зажег свечу и обошел зеленые, оранжевые и серовато-голубые залы.

8) В комнате был уют и покой устойчивой, размеренной, надолго загаданной жизни.

9) Опрятная пустоватая комната смотрела на солнечную сторону.

10) Третий, пятый, десятый и так далее дни текли однообразно.

11) Вспоминается мне ранняя погожая осень.

12) Во всем был обдуманный спокойный уют.

 

II вариант

1) Все последнее время стояли пасмурные, серые дни.

2) Снег скрипел под ее маленькими черными ботиками.

3) Заросшая дорога ведет через старый сосновый лес.

4) Потом ехали почти по шоссе, по прекрасной сосновой, березовой и еловой аллее.

5) На таинственных еловых лапах лунной бахромою снег повис.

6) Последние два дня дул крепкий, штормовой ветер.

7) Малиновым, лиловым и зеленым рассыпался над городом раскат.

8) Солнечный осенний вечер прохладен.

9) Полная, глубокая тишина стояла над шаландами.

10) Скачет, свищет и бормочет многоликий птичий двор.

11) Бабочки в ситцевых пестреньких платьицах залетали в гостиную.

12) Молодая пахучая трава чуть пробилась.

 

Правильные ответы для взаимопроверки

I вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Б

Б

В

В

А

В

А

Б

В

А

В

Б

 

II вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Б

В

В

В/А

В

Б

А

В

Б

В

В

Б

 

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

1. Оценивание учебных достижений учащихся.

2. Заключительная беседа.

— Чем однородные определения отличаются от неоднородных?

 

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Выполнить упражнение из учебника (на выбор учителя).

3. Выписать из произведений художественной литературы 4 предложения с однородными и неоднородными определениями, составить их схемы.





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити