РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 8 КЛАСС
ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ОБРАЩЕНИЕ. ВВОДНЫЕ СЛОВА (СЛОВОСОЧЕТАНИЯ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ)
УРОК № 37
Тема. Однородные члены предложения со смешанной связью
Цель: сформировать практические умения и навыки работы с текстом, в составе которого есть предложения с однородными членами; в процессе выполнения практической работы развивать устную и письменную речь учащихся; воспитывать настойчивость в достижении цели.
Оборудование: учебник, раздаточный и дидактический материал.
ХОД УРОКА
Воля — целеустремленность, соединенная с правильным рассуждением.
Платон
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Чтение эпиграфа и работа с ним.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка 1
Дополнить предложения однородными определениями и записать их, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.
1) В Украине быстро развивается автомобильный ... транспорт.
2) Для мощных ... лайнеров (н..)страшна (н..)какая погода.
3) Современные реактивные самолеты являются удобным ... средством сообщения.
Выполнить морфологический разбор выделенного слова.
Карточка 2
Дополнить предложения неоднородными определениями и записать их.
1) Построена ... телефонная станция.
2) ... кирпичное здание выходит на городскую магистраль.
3) Телефонная станция имеет прямую связь, с ... населенными пунктами.
Выполнить морфологический разбор выделенного слова.
2. Проверка домашнего задания.
(Учитель выборочно проверяет тетради учащихся.)
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа с текстом.
— Прочитайте текст.
— Переведите его на русский язык, перескажите.
— Определите тип речи.
— Подберите к тексту заголовок, который бы озвучил его тему.
— Подумайте, как бы поступили вы, попав в такую ситуацию. Поделитесь своими мыслями.
— На русском языке запишите предложения из текста, содержащие однородные члены, объясните постановку знаков препинания. Начертите схемы этих предложений.
Маяк то засвічувався, то гас, наче дражнився й закликав своїм білим вогнем. Так, принаймні, здавалося одному самотньому плавцеві в морі, що жадібно стежив за тими вогнями. Великі, й безжальні, й холодні хвилі підносили плавця на гребінь. Коли цей момент збігався зі спалахом маяка, плавець відчував прилив сили і бадьоріше посувався вперед. Часом плавець потрапляв у провалля між хвилями або вода заливала йому очі, і він кілька хвилин не бачив маяка. Тоді слабшали помахи рук, приходила кволість і безпорадність. Десь за островом, над суходолом, блискавки перетинали небосхил, але звуки грому вже не долітали сюди.
(За М. Трублаїні)
2. Составление диалогов.
(Работа осуществляется в парах.)
— На основе текста составьте диалоги. Используйте однородные члены предложения.
Начальный и средний уровни
1) Двое людей, которые во время бури находились на маяке, делятся своими впечатлениями.
2) Пловец рассказывает товарищу о своем приключении на море.
Достаточный и высокий уровни
— Ветер и море ведут беседу о судьбе пловца.
3. Прослушивание диалогов, их обсуждение.
4. Интерактивное упражнение «Рефлексия».
— С какой целью вы выполняли это упражнение?
— Какие чувства испытывали, когда думали о судьбе пловца?
— Как вы думаете, какие качества могут помочь человеку в экстремальной ситуации? Обладаете ли вы такими качествами? Что может помочь их выработать?
5. Работа с учебником.
(Учитель предлагает ученикам выполнить упражнения из учебника.)
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Оценивание учебных достижений учащихся.
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Повторить теоретический материал.
2. Выполнить упражнение из учебника (на выбор учителя).