РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 8 КЛАСС

ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ОБРАЩЕНИЕ. ВВОДНЫЕ СЛОВА (СЛОВОСОЧЕТАНИЯ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ)

 

УРОК № 38

Тема. Предложения с несколькими рядами однородных членов

 

Цель: научить различать ряды однородных членов в одном предложении; продолжить формировать практические умения и навыки работы с текстом, в составе которого есть предложения с однородными членами; развивать умения и навыки постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами; воспитывать внимательное отношение к пожилым людям.

Оборудование: учебник, раздаточный и дидактический материал, схемы.

ХОД УРОКА

Сила и красота суть блага юности, блага же старости — расцвет рассудительности.

Демокрит

 

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Чтение эпиграфа и работа с ним.

 

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка 1

Прочитать и определить стилистическую принадлежность текста. Переписать, расставляя недостающие знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

Какие из однородных определений употреблены в прямом значении (подчеркнуть их одной линией), какие — в переносном, в качестве эпитетов (подчеркнуть их двумя линиями)?

Мне хорошо памятны детские скитания по пещерам Крыма. Что особенно замечательно в пещерах — это их убранство, то из длинных высоких колонн, то из длинных свешивающихся сверху сосулек гирлянд занавесей. Белые желтые красные минералы своими отл..жениями покрывают стены пещер.

 (А. Ферсман)

 

Карточка 2

Прочитать и определить стилистическую принадлежность текста. Переписать, расставляя знаки препинания и раскрывая скобки. Какие из однородных определений употреблены в прямом значении (подчеркнуть их одной линией), какие — в переносном, в качестве эпитетов, (подчеркнуть двумя линиями)?

Солнце село. Запад пылал целым пожаром (ярко)пурпурных и (огненно) золотых красок; немного выше эти горячие тона переходили в (дымно)красные желтые и оранжевые оттенки и только извилистые края прихотливых облаков отливали расплавленным серебром, еще выше (смугло)розовое небо (не)заметно переходило в нежный зеленоватый почти в бирюзовый цвет.

 (А. Куприн)

 

2. Проверка домашнего задания.

(Прослушивание текстов; выборочная проверка тетрадей.)

3. Беседа.

— Какие члены предложения называются однородными?

— Какие знаки препинания ставятся в предложениях с однородными членами? Проиллюстрируйте ответ примерами из домашней работы.

 

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Объяснение учителя.

(Учитель может предложить учащимся прочитать теоретический материал учебника.)

В одном предложении может быть не один ряд однородных членов, а два и больше.

Один ряд

На том берегу весело кудрявились ракиты, молодой дубнячок и ветлы.

 

 

Два ряда

Чехов сам себя воспитал и дал нам суровый урок порядочности по отношению к людям и к своему писательскому труду.

 

 

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа с учебником.

(Учитель предлагает ученикам выполнить упражнения из учебника.)

— Перепишите, расставляя знаки препинания. Начертите схему 1-го предложения, выполните синтаксический разбор 2-го предложения.

2. Практическая работа.

1) Бабушка сидит на краю оврага разостлала платок разложила на нем хлеб огурцы репу яблоки. (М. Горький)

2) Темной рукой бабушка срывает травы и рассказывает мне о целебных свойствах зверобоя подорожника о таинственной силе папоротника клейкого Иван-чая пыльной травы-плавуна. (М. Горький)

3. Диктант с выборочным ответом.

(Осуществляется взаимопроверка работ.)

— Определите, сколько рядов однородных членов в предложениях. Напротив номера предложения напишите соответствующую букву. (А — один ряд. Б — два ряда. В — три ряда.)

I вариант

1) Уходил на войну сибиряк, с Енисеем, с тайгою прощался.

2) Мы прошли путем суровым сквозь пули и осколки и в дыму сорок второго дошли до самой Волги.

3) Вражья сила качнется и сломится на штыках наших доблестных рот.

4) Весной опять запели соловьи о верности, о дружбе, о любви.

5) Ты в летнем зное и снегах светла и хороша.

6) Много видел он стран и дорог средь огня и военного дыма.

7) Большую любовь и высокую дружбу мы узнали в огне, на дорогах войны.

8) Любка вышла в голубом крепдешиновом платье и в голубых туфельках и под аккомпанемент Вали Борц на сильно расстроенном рояле спела несколько грустных и несколько веселых песенок.

9) Искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу.

10) Эти бои в воздухе и артиллерийская стрельба заставили жителей попрятаться по хатам и погребам и избавили Екатерину Павловну от посетителей.

11) Великие, истинные дела всегда просты, скромны.

12) Лицо прекрасной сочинской природы то радостно, то вдруг омрачено.

 

II вариант

1) Все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагается из тени и света.

2) Я тебя за облаком, за тучами, за туманом высмотрю, найду, за тобой тропинками сыпучими, долами и кручами пойду.

3) Только в зрелом возрасте мы постигаем удивительное сочетание простоты и сложности, прозрачности и глубины в пушкинских стихах и прозе.

4) Русский народ смышлен и понятлив, усерден и горяч ко всему богатому и прекрасному.

5) Я хочу быть твоею силой, свежим ветром, насущным хлебом, над тобою летящим небом.

6) Матросы и пассажиры рубили лед топорами, кололи его ломами, срывая ногти, обмораживая руки.

7) Я был жертвой внутренней борьбы, волнений, почти изнемогал.

8) Утро обещает целый день, просит быть веселой, молодою.

9) Только детям дано понимание материнского сердца, проникновение в его скрытую ласковость, в его муку, в его небогатые радости.

10) Неотъемлемыми качествами русского народа являются бодрость, смелость, находчивость, трудолюбие, мудрость, героизм в борьбе с иноземными захватчиками.

11) Семилетним да восьмилетним нет и дела еще до забот.

12) Убегает вода через рожь да гречиху к тихоструйным омутам.

 

Правильные ответы для взаимопроверки

I вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

А

Б

А

А

Б

Б

Б

В

А

В

Б

А

 

II вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Б

В

Б

Б

А

В

Б

Б

Б

А

А

А

 

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

1. Оценивание учебных достижений учащихся.

2. Заключительная беседа.

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— Что такое однородность?

— Чем могут выражаться однородные члены предложения?

— Какие союзы употребляются при однородных членах предложения?

— Сколько рядов однородных членов может быть в предложении?

— Какие члены предложения не являются однородными?

 

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Выполнить упражнение из учебника (на выбор учителя).

3. Записать предложение, расставить знаки препинания; начертить схему. Выполнить синтаксический разбор, морфологический разбор выделенного слова.

Село с своими избушками и скирдами зелеными конопляниками и тощими ракитами издали казалось островом среди распаханных черноземных полей. (И. Тургенев)





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити