РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 8 КЛАСС

ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ОБРАЩЕНИЕ. ВВОДНЫЕ СЛОВА (СЛОВОСОЧЕТАНИЯ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ)

 

УРОК № 41

Тема. Знаки препинания при обобщающих словах

 

Цель: продолжить формирование практических умений и навыков работы с обобщающими словами при однородных членах предложения, совершенствовать умения учащихся в пунктуации; развивать устную и письменную речь, обратить внимание на правильное интонирование предложений; воспитывать у школьников внимание, наблюдательность, развивать культуру речи, интерес к изучению творчества знаменитых писателей.

Оборудование: учебник, раздаточный и дидактический материал, таблица, портрет А.С. Пушкина, толковый словарь.

ХОД УРОКА

Делать легко то, что для других трудно,— это талант; делать то, что для таланта невозможно,— это гений.

А. Амиель

 

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Чтение эпиграфа и работа с ним.

 

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Работа с таблицей.

(Ученик дает ответ у доски.)

2. Диктант с выборочным ответом.

(Осуществляется взаимопроверка работ.)

— Определите место обобщающего слова по отношению к однородным членам. Напротив номера предложения напишите соответствующую букву (А — перед однородными членами. Б — после однородных членов. В — перед однородными членами, но предложение ими не оканчивается. (Нужно поставить двоеточие и тире.).)

I вариант

1) Знать, желать, делать — все это взаимосвязано в человеке.

2) Все начинается с того: с мечты, с желанья, с жажды.

3) Нужные книги с закладками, цитаты на отдельных листках — все под рукой.

4) Пусть достанутся мальчикам самые лучшие книги: описание неба, строений и горных пород, трудовых инструментов — от камня до первой мотыги, незнакомых народов и климатов разных широт.

5) «Салют», «Россия», «Бирюза», «Казань», «Гроза» — названья встречных кораблей проходят перед нами.

6) Нигде: ни в одном из окон, ни в пропускных будках, в шахты, ни на переездах — не видно было даже проблеска света.

7) Нет, ничего откладывать нельзя: ни праздник, ни воскресную прогулку.

8) На следующих станциях жадно хватали все газеты: центральные, местные, краевые.

9) В коридоре, в классе ли — всюду стены красили.

10) Тут засмеялись зрители: и дети, и родители.

11) Все люди знакомые были: Сергей Трубецкой, Артамон Муравьев, Борисовы, князь Оболенский.

12) По обеим сторонам Кильского канала тянется однообразный пейзаж: поля, рощи, редкие селения с высокими готическими крышами.

 

II вариант

1) Сараи, бани, чердаки, амбары, сеновалы — все было приспособлено под жилье.

2) Все это: озера, и речки, и леспромхоз, и строительство на торфе — покоилось в море лесов.

3) В палатках появились разные усовершенствования: гвозди для полотенец, полочки, веники.

4) Жалованье, паек и случайные посылки — все делилось поровну.

5) Нетронутый валялся скудный ужин: консервы, сало, хлеба два куска.

6) Голубая майка, юбчонка, стриженые волосы — все промокло вмиг.

7) Сколько смысла и значенья вижу я сейчас во всем: и в твоем прикосновении, и в молчании твоем.

8) Какие все же удивительные у него глаза: не то недоверчивые сверх меры, не то мудрые.

9) Песок, груды камней и рытвины — вот что предстало нам.

10) В комнате все стало серым: и окна, и мебель, и лица.

11) В жизни он хотел быть всем: художником, артистом, писателем, инженером, профессором, моряком, путешественником.

12) У самых источников росли прекрасные деревья: тополи, дубы, ели, айва.

 

Правильные ответы для взаимопроверки

I вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Б

А

Б

А

Б

В

А

А

Б

А

А

А

 

I вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Б

В

А

Б

А

Б

А

А

Б

А

А

А

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Лингвистическое конструирование.

— Дополните предложения однородными членами так, чтобы выделенные слова стали обобщающими.

— Определите синтаксическую роль обобщающих слов и однородных членов предложения.

— Объясните постановку знаков препинания.

1) Начинают появляться перелетные птицы.

2) В недрах гор много полезных ископаемых.

3) В Северный Ледовитый океан впадают огромные реки.

4) Маленький пруд населен большим количеством живых существ.

5) Каждый должен знать имена русских писателей-классиков.

6) Пушкин написал несколько драматических произведений.

2. «Лингвистическое ассорти».

— Прочитайте предложение, правильно его интонируя. Запишите, расставив знаки препинания.

— Выполните синтаксический разбор предложения, начертите его схему.

— Сколько рядов однородных членов в этом предложении?

— Почему определения являются однородными?

— Выполните морфологический разбор двух—трех частей речи на выбор.

— Что вам известно об А. С. Пушкине?

Пушкин в литературе все вместил и всему положил начало и русскому гибкому красивому пластичному стиху и русской прозрачной точной отзывчивой реалистической прозе.

3. Работа с учебником.

(Учитель предлагает ученикам выполнить упражнение из учебника.)

4. Работа с текстом.

— Перепишите текст, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

— Объясните постановку кавычек.

— Какие слова в последнем предложении связаны сочинительной связью, какие — подчинительной? Подчеркните грамматическую основу этого предложения.

— Дайте толкование слова родоначальник.

Лев Толстой Тургенев Достоевский все эти великие люди России призн..вали Пушкина своим духовным родоначальником.

Музыка использовала в форме опер целый ряд вещей Пушкина. Руслан и Людмила Пиковая дама Дубровский Евгений Онегин Золотой петуш..к Царь Салтан Борис Годунов, Цыганы, Моцарт и Сальери Скупой рыцарь Алеко все эти оперы напис..ны на текст Пушкина крупнейшими композиторами России Глинкой Чайковским Мусоргским Римским-Корсаковым, Рахманиновым.

Его поэмы Цыганы Братья разбойники Кавказский пленник все это классические образцы русского слова и стиха.

Творчество Пушкина широкий ослепительный поток стихов и прозы.

(М. Горький)

 

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Оценивание учебных достижений учащихся.

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Выполнить упражнение из учебника (на выбор учителя).






Personalised Essay Writing Service for You

Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити