РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 8 КЛАСС

ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ОБРАЩЕНИЕ. ВВОДНЫЕ СЛОВА (СЛОВОСОЧЕТАНИЯ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ)

 

УРОК № 42

Тема. Предложения с обращениями. Обращения распространенные и нераспространенные. Знаки препинания в предложениях с обращениями

 

Цель: расширить и углубить знания учащихся об обращении, способах его выражения, особенностях употребления в речи; формировать умение находить в предложении обращение; вырабатывать пунктуационные навыки; развивать творческие способности учащихся, умение вводить обращения в простые предложения; совершенствовать устную и письменную речь; на примерах текстов художественной классической литературы воспитывать эстетический вкус.

Оборудование: учебник, раздаточный и дидактический материал.

ХОД УРОКА

Кто рожден с талантом и для таланта, тот обретает в нем свое лучшее существование.

И. Гете

 

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Чтение эпиграфа и работа с ним.

 

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Проверка домашнего задания.

2. Беседа.

— Что вам известно об обращении?

3. Практическая работа.

— Прослушайте отрывки из произведений А.С. Пушкина. Назовите эти произведения. Выпишите из них обращения.

Для вас, души моей царицы,

Красавицы, для вас одних

Времен минувших небылицы,

В часы досугов золотых,

Под шепот старины болтливой,

Рукою верной я писал;

Примите ж вы мой труд игривый!

(Посвящение к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»)

 

«Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

И ей зеркальце в ответ:

«Ты, конечно, спору нет;

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее».

(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

 

«Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок!

Ты встаешь во тьме глубокой,

Круглолицый, светлоокий,

И, обычай твой любя,

Звезды смотрят на тебя.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

Я жених ей».

(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

 

«Здравствуй, красная девица,—

Говорит он,— будь царица

И роди богатыря

Мне к исходу сентября.

Вы ж, голубушки-сестрицы,

Выбирайтесь из светлицы,

Поезжайте вслед за мной,

Вслед за мной и за сестрой:

Будь одна из вас ткачиха,

А другая повариха».

(«Сказка о царе Салтане»)

 

Приплыла к нему рыбка и спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

Ей с поклоном старик отвечает:

«Смилуйся, государыня рыбка,

Разбранила меня моя старуха,

Не дает старику мне покою...»

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

 

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа с учебником (поиск информации).

Вопросы к учащимся

— Что такое обращение? Какие бывают обращения?

— Какова функция обращения в устной и письменной речи? С какой интонацией произносится обращение?

— Какой частью речи чаще всего выражается обращение?

— В какой форме чаще всего употребляется обращение? Сравните с украинским языком.

— Какие знаки препинания ставятся в предложениях с обращениями?

— Является ли обращение членом предложения? Почему?

2. Беседа.

 

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Творческое наблюдение с элементами анализа.

— Запишите предложения, подчеркивая подлежащее одной чертой, сказуемое — двумя, а обращение вместе с относящимися к нему словами заключите в скобки.

Определите тип предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

1) Друзья мои, прекрасен наш союз.

2) Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна?

3) Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса.

4) Подруга думы праздничной, чернильница моя, мой путь однообразный тобой украсил я.

5) Пылай, камин, в моей пустынной келье.

(Из произведений А. С. Пушкина)

2. Исследование-восстановление «Шкатулка мудрости».

— Запишите пословицы, поговорки и афоризмы, вставляя в них подходящие по смыслу обращения.

Велика, ..., Россия, а отступать нам некуда — позади Москва. Коси, ..., пока роса, роса долой — и мы домой. Не пугай, ..., весна придет. Ты, ..., грозись, а мы друг за друга держись. Мели, ..., твоя неделя. Толкуй, ., про ботвинью давешну. Как, ., ни дуйся, а выше пирога не будешь. Не смейся, ..., ты не лучше бобов: размокнешь, надуешься — лопнешь. Ну, ..., обратись в рыбу карася. Шалишь, ..., не с той ноги плясать пошла. Терпи, ., атаманом будешь. Радуешься, ., что пирог с маком. Плачьте, ... , сами видели, что покупали.

Справка: друзья, коса, зима, гроза, Емеля, Фетинья Савишна, пышка, горох, порося, кума, казак, Яков, очи.

— Объясните смысл записанных выражений.

— Проанализируйте написание слов казак, атаман, Россия, не будешь, плачьте в русском и украинском языках.

— Знаете ли вы историю происхождения первого высказывания? (Эти знаменитые слова, навсегда запечатленные в народной памяти, были сказаны политруком Клочковым-Диевым, одним из 28-ми героев- гвардейцев, проявивших мужество и стойкость в борьбе с численно превосходящими силами врага на подступах к Москве в ноябре 1941 года. Это изречение явилось выражением безграничной любви воинов к Москве, которая была столицей СССР.)

3. Работа с учебником.

(Учитель предлагает ученикам выполнить упражнение из учебника.)

4. Работа у доски.

— Запишите предложение, расставив знаки препинания. Сделайте его синтаксический разбор.

Как мало знал свободных вдохновений о родина печальный твой поэт.

(Н. Некрасов)

 

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

1. Оценивание учебных достижений учащихся.

2. Заключительная беседа.

— Что до этого урока вы знали об обращении?

— Что умели?

— Что нового узнали сегодня?

— Чему научились?

— Чему еще хотели бы научиться?

 

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Выполнить упражнение из учебника (на выбор учителя).

3. Выписать из художественных произведений предложения с распространенными и нераспространенными обращениями.





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити