РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 8 КЛАСС

ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ОБРАЩЕНИЕ. ВВОДНЫЕ СЛОВА (СЛОВОСОЧЕТАНИЯ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ)

 

УРОК № 44

Тема. Вводные слова (словосочетания, предложения). Знаки препинания при вводных словах (словосочетаниях, предложениях)

 

Цель: научить распознавать в предложениях вводные слова, сочетания слов, отличать их от созвучных слов, которые являются членами предложений, формировать умения определять группы вводных слов по значению, правильно ставить знаки препинания в простых предложениях, осложненных вводными словами; развивать внимание, память, устную и письменную речь; воспитывать у школьников культуру речи.

Оборудование: учебник, раздаточный и дидактический материал.

ХОД УРОКА

Речь — это показатель ума.

Сенека

 

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Чтение эпиграфа и работа с ним.

 

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Проверка домашнего задания

2. Беседа.

— Какие правила общения вы для себя открыли, изучая обращение?

— Можем ли мы при помощи обращения выразить свое отношение к человеку?

— А как мы выражаем свое отношение к тому, что говорим?

 

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа с учебником (поиск информации).

Вопросы к учащимся

— Какие слова называются вводными?

— Какие значения могут иметь вводные слова?

— Как они выделяются в речи и на письме?

— Почему вводные слова не являются членами предложения?

— Как выделяются на письме вводные предложения?

2. Беседа.

 

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Творческое реконструирование

— Осложните предложения вводными словами со значением предположительности.

1) Собрались все. 2) Вопрос будет решен положительно. 3) Вы бывали в Крыму? 4) Вы читали роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?

— Осложните предложения вводными словами со значением «источник сообщения».

1) Работа была организована прекрасно. 2) В марте ожидаются небольшие заморозки. 3) В этой не широкой, но глубокой реке раньше было много рыбы. 4) Разливы Оки оставляют на лугах такой же прекрасный ил, как и знаменитые в истории мирового сельского хозяйства нильские разливы в Египте.

— Осложните предложения вводными словами со значением отношения к сказанному (радость или сожаление).

1) Пожар был замечен вовремя. 2) Я не захватил с собой фотоаппарата. 3) Погода была отвратительная. 4) Я не попал в театр.

— С помощью вводных слов отметьте последовательность изложения мыслей в предложениях.

1) Искусство формирует характер человека, пробуждает любовь к прекрасному, воспитывает готовность бороться за торжество добра и правды. 2) Занятия спортом закаляют организм, воспитывают волю, дисциплинируют человека. 3) Летчик должен обладать хорошим здоровьем, острым зрением, быстрой сообразительностью и смелостью.

2. Диктант с выборочным ответом.

(Осуществляется взаимопроверка работ.)

— Укажите значение вводных слов или вводных словосочетаний. Напротив номера предложения напишите соответствующую букву (А — чувство говорящего. Б — уверенность. В — предположение. Г — источник высказывания. Д — порядок мыслей.)

I вариант

1) Пушкин, по его собственным словам, каждую осень расцветал вновь.

2) Должно быть, у каждого человека случается свое время открытий.

3) Человек трудолюбивый, по-моему, самый счастливый человек на свете.

4) Я, быть может, больше всего из всех вещей, созданных людьми, люблю книгу.

5) Фраерман рассказывал свою биографию, и я, конечно, завидовал ему.

6) Не позабыть мне, видно, никогда войны гражданской грозные года.

7) Итак, начинается песня о ветре.

8) Обстоятельства неожиданно сложились так, что, кажется, мы сегодня уезжаем.

9) Мельник, наконец, предложил мне сам переночевать в избе.

10) К сожалению, бабушка моя так и не написала своих воспоминаний.

11) Дождь, конечно, кончится.

12) Во-первых, я недостаточно хорошо знаю французский язык; во-вторых, текст слишком трудный.

 

II вариант

1) По семейному преданию, род наш шел от какого-то миргородского казачьего полковника.

2) Итак, он был по службе очевидный неудачник.

3) Мой молодой спутник чувствовал себя, по-видимому, как-то раздраженно и неспокойно.

4) Песня шумела бурей и, казалось, не обещала ничего хорошего.

5) К счастью, лошади и сани на повороте основательно увязли в сугробе.

6) Испуг по поводу пустой, на мой взгляд, болезни по-прежнему чувствовался во всей семье.

7) Сомнений, значит, быть не могло.

8) Я, конечно, не стал бы повторять эти фразы, если бы не был глубоко убежден в том, что с «настроением» можно справляться, как и с зубной, и головной болью.

9) Ты уже, вероятно, получил оттиск рассказа «Лес шумит».

10) Книжка, на мой взгляд, вышла элегантная.

11) Горный воздух, без всякого сомнения, действует благоприятно на здоровье человека.

12) На мое счастье, погода стояла все время великолепная.

 

Правильные ответы для взаимопроверки

I вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Г

В

Г

В

Б

В

Д

В

Д

А

Б

Д

 

II вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Г

Д

В

В

А

Г

Д

Б

В

Г

Б

А

 

3. Работа с учебником.

(Учитель предлагает ученикам выполнить упражнения из учебника.)

 

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

1. Оценивание учебных достижений учащихся.

2. Заключительная беседа.

— Каким образом вводные слова (словосочетания, предложения) помогут вам совершенствовать свою речь?

— Как интонируются предложения с вводными словами, предложениями?

 

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал о группах вводных слов по значению.

2. Выполнить упражнение из учебника (на выбор учителя).

3. Задание высокого уровня: составить диалог на лингвистическую тему с использованием обращений, однородных членов и вводных слов. Разыграть его в классе.





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити