РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 8 КЛАСС

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

 

УРОК № 5

Тема. Словосочетания, различающиеся формой зависимого слова в русском и украинском языках

 

Цель: научить правильно выбирать форму зависимого слова в словосочетании; развивать умения и навыки использования словосочетаний в речи, в том числе и тех, которые отличаются в русском и украинском языках формой зависимого слова; воспитывать культуру речи, познавательный интерес.

Оборудование: учебник, раздаточный и дидактический материал.

ХОД УРОКА

Речь — это показатель ума.

Сенека

 

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Чтение эпиграфа, работа с ним.

 

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Проверка домашнего задания.

(Учитель выборочно проверяет тетради.)

2. Коллективная работа.

— Объясните лексическое значение фразеологизмов.

Троянский конь, ахиллесова пята, дамоклов меч.

— Каково значение фразеологизмов в речи?

— Что вы можете сказать о фразеологизмах как словосочетаниях?

 

Справка

Ахиллесова пята

В греческой мифологии Ахиллес (Ахилл) — один из самых сильных и храбрых героев; он воспет в «Илиаде» Гомера. Послегомеровский миф, переданный римским писателем Гигином, сообщает, что мать Ахиллеса, морская богиня Фетида, чтобы сделать тело сына неуязвимым, окунула его в священную реку Стикс; окуная, она держала его за пятку, которой не коснулась вода, поэтому пятка осталась единственно уязвимым местом Ахиллеса, куда он и был смертельно ранен стрелой Париса. Возникшее отсюда выражение «ахиллесова (или ахиллова) пята» употребляется в значении: слабая сторона, уязвимое место кого-, чего-либо.

 

Дамоклов меч

Выражение возникло из древнегреческого предания, рассказанного Цицероном в сочинении «Тускуланские беседы». Дамокл, один из приближенных сиракузского тирана Дионисия Старшего (432—367 гг. до н. э.), стал завистливо говорить о нем как о счастливейшем из людей. Дионисий, чтобы проучить завистника, посадил его на свое место. Во время пира Дамокл увидел, что над его головой висит на конском волосе острый меч. Дионисий объяснил, что это — эмблема тех опасностей, которым он, как властитель, постоянно подвергается, несмотря на кажущуюся счастливой жизнь. Отсюда выражение «дамоклов меч» получило значение нависшей, угрожающей опасности.

 

Дары данайцев. Троянский конь

Выражение употребляется в значении: коварные дары, несущие с собой гибель для тех, кто их получает. Возникло из греческих сказаний о Троянской войне. Данайцы, после длительной и безуспешной осады Трои, прибегли к хитрости: они соорудили огромного деревянного коня, оставили его у стен Трои, а сами сделали вид, что уплывают от берега Троады. Жрец Лаокоон, увидя этого коня и зная хитрости данайцев, воскликнул: «Что бы это ни было, я боюсь данайцев, даже дары приносящих!» Но троянцы, не слушая предостережений Лаокоона и пророчицы Кассандры, втащили коня в город. Ночью данайцы, спрятавшиеся внутри коня, вышли, перебили стражу, открыли городские ворота, впустили вернувшихся на кораблях товарищей и таким образом овладели Троей («Одиссея» Гомера, 8, 493 и сл.; «Энеида» Вергилия, 2, 15 и сл.). Полустишие Вергилия «Боюсь данайцев, даже дары приносящих», цитиремое часто по-латыни («Тimeo Danaos et dona ferentes»), вошло в поговорку. Отсюда же возникло выражение «троянский конь», употребляемое в значении: тайный, коварный замысел.

3. Распределительный диктант.

— Запишите словосочетания в три столбика по типу подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).

Первый сорт, долгие годы, десять этажей, прямой угол, левый берег, любить жизнь, владелец земли, Западная Европа, знать Украину, половина Карпат, ходить по Луне.

4. Творческое конструирование.

— От данных словосочетаний образуйте сложные слова, объясните их правописание. С тремя словами составьте разные по цели высказывания предложения.

 

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Сравнительная работа.

Учитель обращает внимание на несоответствие некоторых грамматических форм слов в словосочетаниях русского и украинского языков. На уроке важно рассмотреть как можно больше примеров, в которых прослеживаются особенности перевода словосочетаний с украинского языка на русский.

 

Русский язык

Украинский язык

Любовь к труду (Д. п.)

Расспрашивала о тебе (П. п.)

Опуститься с небес (Р. п.)

Приехала из Архангельска (Р. п.)

Гулять по городу (П. п.)

Экзамен по истории (П. п.)

Плыть по течению (П. п.)

Не определишь по виду (П. п.)

По выходным дням (П. п.)

Ошибся по недоразумению (П. п.)

Коса по пояс (В. п.)

Мероприятия по профилактике (П. п.)

Отпуск по первое июня (В. п.)

Получить по почте (П. п.)

Играть по правилам (П. п.)

Прислать по адресу (П. п.)

Выглядывает из-за дерева (Р. п.)

Ссориться из-за пустяков (Р. п.)

Писать при свечах (П. п.)

Растет при дороге (П. п.)

Полетит при ясной погоде (П. п.)

Ветер при шторме (П. п.)

Приобретать право (В. п.)

Согласно приказу (Д. п.)

Любов до праці (Р. в.)

Розпитувала про тебе (Зн. в.)

Спуститися з-над хмар (Р. в.)

Приїхала з Архангельська (Р. в.)

Гуляти містом (Ор. в.)

Іспит з історії (Р. в.)

Пливти за течією (Ор. в)

Не визначиш на вигляд (Зн. в.)

У вихідні дні (Зн. в.)

Помилився через непорозуміння (Зн. в.)

Коса до пояса (Р. в.)

Заходи щодо профілактики (Р. в.)

Відпустка до першого червня (Р. в.)

Отримати поштою (Ор. в.)

Грати за правилами (Ор. в.)

Надіслати за адресою (Ор. в.)

Виглядає з-за дерева (Р. в.)

Сваритися через дрібниці (Зн. в.)

Писати при свічках (М. в.)

Росте біля дороги (Р. в.), росте при дорозі (М. в.)

Полетить за ясної погоди (Р. в.)

Вітер під час шторму (Р. в.)

Набувати права (Зн. в.)

Згідно з наказом (Ор. в.)

 

2. Работа с учебником.

(Учитель предлагает ученикам выполнить упражнения из учебника.)

 

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Коллективная работа.

— Переведите сочетания слов. Какие из них являются словосочетаниями? Обоснуйте свой ответ. Запишите словосочетания, выполните их синтаксический разбор.

Незважаючи на негоду, замислившись над твором, біля синього моря, прислухаємось до голосів, вирок виконано, через річку, стою біля школи, буду писати, падає сніг, тихий вечір, відсутній через хворобу, іспит з української мови, зупинка за вимогою.

2. Составление диалога.

— Составьте диалог, заполнив пропуски информацией, услышанной на уроке. Запишите его и разыграйте в классе. Следите за правильностью построения предложений.

— Ты знаешь, сегодня учитель русского языка сказал мне, что словосочетания — это моя ахиллесова пята. Я ничего не смогла ответить, так как не поняла, что он имел в виду.

— Вспомни поэму «Илиада» Гомера. Ахиллес — это...

— Так значит выражение «ахиллесова пята» означает...

— Совершенно верно! Учитель хотел сказать, что...

3. Практическая работа.

— Переведите словосочетания на русский язык, укажите падежи существительных в русском и украинском языках. Составьте диалог, используя информацию о происхождении афоризма «троянский конь».

Перекази про Троянську війну, удатися до хитрощів, залишити біля стін Трої, відпливати від берега, втягти до міста, підступний задум.

 

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Оценивание учебных достижений учащихся.

 

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Перевести на русский язык словосочетания, выполнить их синтаксический разбор.

За власним бажанням, говорити про матір, сумувати за батьківщиною, помилитися через неуважність, згідно з розпорядженням, прогулюватися лісом, мультфільм на замовлення, позбутися недоліків, філолог за фахом, працювати за контрактом, іспит з історії.

2. Выполнить упражнение из учебника (на выбор учителя).





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити