РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 8 КЛАСС

ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ

 

УРОК № 60

Тема. Уточняющие члены предложения

 

Цель: ознакомить школьников с обособленными уточняющими членами предложения, правилами их выделения на письме и в устной речи; развивать умение учащихся самостоятельно работать со справочной литературой, учебником; воспитывать добросовестное отношение к учебе и труду.

Оборудование: учебник, раздаточный и дидактический материал.

ХОД УРОКА

Кто любит труд, того люди чтут.

Русская пословица

 

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Чтение эпиграфа, работа с ним.

 

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Работа с текстом.

Начальный и средний уровни

— Прочитайте текст. Устно переведите его на русский язык. Составьте вопросы по тексту и задайте их своим одноклассникам.

Высокий и достаточный уровни

— Прочитайте текст. Переведите его. Придумайте заголовок. Назовите автора и произведение. Перескажите текст, используя обособленные члены предложения. Дайте оценку его содержания.

Багато бачив я гарних людей, ну такого, як батько, не бачив. Голова в нього була темноволоса, велика і великі розумні сірі очі, тільки в очах завжди було повно смутку: тяжкі кайдани неписьменності і несвободи.

Скільки він землі виорав, скільки хліба накосив! Як вправно робив, який був дужий і чистий. Тіло біле, без єдиної точечки, волосся блискуче, хвилясте, руки широкі, щедрі.

Одне, що в батька було некрасиве,— одяг. Ну такий носив одяг негарний, такий безбарвний, убогий! Неначе нелюди зухвалі, аби зневажити образ людини, античну статую укрили брудом і рванням. І все одно був красивий,— стільки крилося в ньому багатства.

З нього можна було писати лицарів, богів, апостолів, великих учених чи сіячів — він годивсь на все. Багато наробив він хліба, багатьох нагодував, урятував од води, багато землі переорав, поки не звільнився від свого смутку.

 (О. Довженко, «Зачарована Десна»)

2. Проверка домашнего задания.

1) Выборочная проверка тетрадей.

2) Чтение сочинений-миниатюр, их обсуждение.

 

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Лингвистическое исследование.

— Внимательно прочитайте отрывок из книги «Это непростое простое предложение» (авторы И. И. Постникова, Т. Н. Зинченко, М. П. Моранькова, И. М. Подгаецкая).

Ответьте на вопросы:

1) Какие члены предложения называются уточняющими?

2) Каково их назначение? Перечислите их особенности.

Вдумайтесь в название: уточняющие. Оно хорошо отражает существо таких членов предложения. В них не содержится дополнительного сообщения, они не служат, в отличие от обычных обособленных членов, добавочным сказуемым. Их назначение в ином: дать дополнительную характеристику тех членов предложения, к которым относятся,— ограничить (сузить) или, наоборот, расширить объем понятия, выраженного основным членом предложения. Важно отметить, что в отдельных случаях уточняющие члены предложения просто необходимы! Это бывает тогда, когда основной член предложения выражен очень общим по значению, неконкретным словом. Мы можем убедиться в этом, опустив уточняющие члены в предложениях: Там (,за речкой тихоструйной,) есть высокая гора. (А. Пушкин) Внизу (,в травах,) полная тишина. (А. Пушкин)

— Чем же отличаются уточняющие члены предложения от обычных обособленных, о которых мы говорили до сих пор?

Давайте перечислим для начала эти особенности.

Во-первых, уточняющие члены не содержат значения дополнительного сообщения, а потому на основе уточняющего члена нельзя построить предложение (как мы это делали с обособленными второстепенными членами предложения).

Во-вторых, уточняющими могут быть все члены предложения, даже главные.

В-третьих, они связываются с поясняемым словом по-особому — связью, которую известный синтаксист В. В. Бабайцева называет уточнением (пояснением). Такой связи мы при обособлении раньше не наблюдали.

Любопытно, не правда ли?

Уточняющие члены предложения служат для конкретизации или пояснения значения других членов предложения (уточняемых). Они вносят в уточнение оттенки добавления, усиления, разъяснения, замечания и др. В произношении выделяются интонацией и паузами, на письме — запятыми (реже — тире).

2. Работа с учебником, таблицами.

Изучение пунктограммы «Запятая при обособленных уточняющих членах предложения»

 

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Самостоятельная работа по вариантам.

— Подумайте, какова функция союза или. Если он связывает однородные члены — напротив предложения напишите букву А; если присоединяет уточняющее приложение — напротив предложения напиши - те букву Б. Некоторые знаки препинания опущены.

(По окончании выполнения задания осуществляется взаимопроверка работ.)

I вариант

1) Виднелись или необработанные песчаные равнины или далекие горы.

2) Снаряды рвались где-то на соседней улице или даже в ближних дворах.

3) Известно, что смерчи или водяные столпы разбивают ядрами с кораблей.

4) Шмидт испытал много предательств или, говоря по-старинному, ударов судьбы.

5) С географическими картами в моей жизни связано несколько более или менее интересных историй.

6) На острове Ява жители делают из дощатых корней крышки для столов или колеса арбы.

7) Клюква или журавина растет на болотах вплоть до Полярного круга.

8) Шорох стоял по всей реке от лопавшихся то и дело пушистых клочьев пены или, как ее называют на Ветлуге, речного «цвету».

9) Кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или молодая березка с мелкими клейкими листьями.

10) Нос собаки или чутье, как говорят охотники, никогда не перестанет удивлять человека.

11) Болото было покрыто ольшаником или порослью ольхи.

12) Дорога идет полем или лесом.

 

II вариант

1) Стены в каюте или, по-морскому, переборки и двери были красного дерева.

2) Каждый встречный мог оказаться соратником или противником.

3) По сторонам ледника тянулись морены или ряды валунов и обломков скал.

4) На Севере устроен питомник для песцов или полярных лисиц.

5) У подъездов учреждений или во дворах стоят в очередь подводы, грузовые машины.

6) Нет-нет да и взмахнет кто-нибудь рукой или платком.

7) Мы поехали в лес или, как у нас говорится, в «заказ».

8) В несколько десятков метров лежит темная рада или болото, покрытое мелкой, замшелой и какой-то гнусной елкой.

9) Иван часами мог выслеживать обычай дятла или наблюдать толчею муравьиных городов.

10) Няня старую сказку расскажет или что-нибудь запоет.

11) Степь или безлесная равнина окружала нас со всех сторон.

12) При чтении старик пользовался лупой или увеличительным стеклом.

 

Правильные ответы для взаимопроверки

I вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

А

А

Б

Б

А

А

Б

Б

А

Б

Б

А

 

II вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Б

А

Б

Б

А

А

Б

Б

А

А

Б

Б

 

2. Творческое задание.

— Составьте и запишите предложения, используя данные словосочетания как уточняющие обстоятельства.

Под березами и елями; в темном небе; в ясный день; ранним утром; часов в десять утра; на станции метро; в желтом море хлеба; у самого озера; поздней осенью.

3. Работа в парах.

— Уточняющие члены предложения часто употребляются в объявлениях. Составьте одно объявление на тему из школьной жизни.

 

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

1. Оценивание учебных достижений учащихся.

2. Заключительная беседа.

1) Какие обособленные члены предложения называются уточняющими?

2) Чем отличаются уточняющие обособленные члены предложения от обособленных определений и обстоятельств?

3) Какова роль уточняющих обособленных членов предложения в речи?

 

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Выполнить упражнение из учебника (на выбор учителя).

3. Задание высокого уровня: составить план ответа по теме «Уточняющие члены предложения». По данному плану составить устное сочинение.





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити