РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 8 КЛАСС

ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ

 

УРОК № 61

Тема. Обособленные дополнения. Употребление предлогов кроме, вместо, сверх, включая, наряду с... с существительными

 

Цель: углубить знания учащихся об обособленных уточняющих членах предложения, особое внимание уделить дополнениям, которые выражаются именами существительными с предлогами и могут стоять после и перед уточняемыми членами предложения; развивать умение логично и последовательно излагать свои мысли; воспитывать добросовестное отношение к учебе.

Оборудование: учебник, карточки, дидактический материал, толковые словари.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

 

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Проверка домашнего задания.

Заслушивание устного сочинения на тему «Уточняющие члены

предложения».

2. Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка № 1

Запишите, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Выполните морфологический разбор выделенного слова.

Несмотря на вечер (н..)д..р..жёр, (н..)орк..странты (н..)включили лампоч..к под пультами. (К. Паустовский)

 

Карточка № 2

Запишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Выполните фонетический разбор выделенного слова.

(Н..)смотря на большую пр..язнь редкие друзья (не)совсем были сходны между собою. (Н. Гоголь)

 

Карточка № 3

Запишите, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Докажите, что выделенное слово многозначное.

(Не)смотря на светлый цвет его волос усы его и брови были черные — признак породы в человеке. (М. Лермонтов)

 

Карточка № 4

Запишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Выделенное слово разберите по составу.

Но придание н..смотря на надпись так укоренилось, что право не знаеш.., чему верить. (М. Лермонтов)

 

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Объяснение учителя.

Запятая при обособленных второстепенных членах со словами кроме, вместо, помимо и др.

Когда второстепенные члены (дополнения или обстоятельства) стоят после слов кроме, вместо, помимо, вследствие, вопреки и др., а также после выражений за исключением, за неимением и др., они обычно обособляются и отделяются запятыми, например: Матросы всматривались вперед и ничего не видели, кроме безжизненной пустыни.)

Группа слов со словом несмотря всегда выделяется запятыми, например: Леса, несмотря на солнечный зной, не отличались тропической пышностью.

2. Работа с учебником.

(Учащиеся изучают теоретический материал по учебнику.)

 

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Практическая работа.

1) Перепишите, вставляя подходящие дополнения или обстоятельства, воспользовавшись справкой. Расставьте запятые.

1. К счастью, мы никого не встретили. 2. Ноги были обуты в самодельные лапти. 3. Мы занимались погрузкой угля. 4. Закончилась наша практическая стрельба. 5. Стоянка наша в бухте Камранг затянулась. 6. Неприятельский флот не показывался. 7. Местные дятлы и попугаи отличались яркими красками оперения.

Слова для справки: кроме трех пароходов, вместо сапог, помимо судовых работ, вследствие недостатка боевых запасов, вопреки ожиданиям многих, несмотря на частые донесения наших разведчиков, в противоположность нашим птицам.

(По Новикову-Прибою, «Цусима»)

2) Перепишите, расставляя запятые.

1. За неимением комнаты для проезжающих на станции нам отвели ночлег в дымной сакле. 2. Вскоре птицы совсем замолкли кроме одной какой-то упрямой. 3. Крейсеры ввиду недостатка места в бухте держались в открытом море. 4. Несмотря на обилие суеты в магазине и работы дома я словно засыпал в тяжелой скуке. 5. В Верхлеве кроме дома Штольца все дышало тою же первобытной ленью. 6. По указанию календаря наступит в марте весна побегут грязные ручьи с холмов оттает земля и задымится теплым паром. 7. Кроме хозяина в магазине торговал мой брат Саша Яковлев. 8. Старый седобородый Януш за неимением квартиры приютился в одном из подвалов замка.

2. Работа со справочной литературой.

— Составьте предложения с данными словами, употребляя союзы или, то есть, а именно. Объясните, пользуясь толковым словарем, значение этих слов.

Образец. Протокол. — Председатель собрания взял протокол, то есть документ с записью всего происходящего на собрании.

Заметка, статья, велодром, малиновка, пурга, фельетон, пациент, пелерина, реплика, акваланг, баллада, диалект, дифирамб, иллюзия, кемпинг.

 

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Заключительная беседа.

1) Какова роль уточняющих членов предложения в речи?

2) Какие вы знаете уточняющие члены предложения?

3) Какие вопросы можно поставить к уточняющим членам предложения?

 

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Выполнить упражнение из учебника (на выбор учителя).

3. Задание достаточного и высокого уровней: написать письмо другу о событиях школьной жизни, используя обособленные члены предложения.





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити