РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 8 КЛАСС

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

 

УРОК № 6

Тема. Предложение и его основные признаки

 

Цель: углубить и обобщить знания учащихся о предложении как синтаксической единице; развивать умения и навыки распознавать на слух вид предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске; воспитывать культуру речи.

Оборудование: учебник, таблицы, раздаточный и дидактический материал.

ХОД УРОКА

Даже в прекраснейших своих грёзах человек не может вообразить ничего прекраснее природы.

А. Ламартин

 

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Чтение эпиграфа урока, работа с ним.

 

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Проверка домашнего задания.

(Ученики выполняют синтаксический разбор словосочетаний у доски.)

2. Словарный диктант с грамматическим заданием.

— Запишите слова под диктовку. Составьте с ними три словосочетания, используя разные виды подчинительной связи.

Диалог, масштаб, молодежь, сверстник, лестница, чувствовать, встречаться, поблагодарить, поверхность, независимость, помощник, преподаватель, образование, единственный, искусственный, положительный, влево, вправо, сначала, по-русски, сплошь, горячо, нередко.

3. Беседа.

1) Что такое словосочетание?

2) Какие способы связи слов в словосочетании существуют?

3) Что такое предложение?

 

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Коллективная работа.

Задание:

1) Прочитайте и сравните записи на доске. Чем они отличаются?

2) Можно ли назвать запись № 1 текстом? Почему?

3) Можно ли назвать запись № 2 текстом? Почему?

4) Чем словосочетание отличается от предложения?

5) Назовите типы предложений, которые использованы в данном тексте.

6) Какие предложения называются повествовательными, вопросительными, побудительными; восклицательными, невосклицательными?

№ 1

№ 2

Украинская ночь; украинской ночи; с середины неба; необъятный небесный свод, еще необъятнее.

Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. (н.В. Гоголь)

2. Практическая работа.

— Используя слова из диктанта составьте три предложения (повествовательное, вопросительное, побудительное; восклицательное, невосклицательное), выделите грамматическую основу в каждом из предложений.

3. Объяснение учителя (с опорой на таблицы).

(Учитель может предложить учащимся прочитать теоретический материал учебника.)

Предложение — основная синтаксическая единица. В отличие от словосочетания предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов или одного из них.

Для предложений характерна интонационная и смысловая законченность, то есть они представляют собой отдельные высказывания.

Предложение как основная синтаксическая единица

 

Таблица № 1

 

1. Назначение предложения

1) формирование мысли;

2) выражение мысли;

Интонация конца — средство выражения смысловой завершенности высказывания

2. Строение предложения

1) грамматическая основа;

2) грамматическая связь компонентов;

3) порядок компонентов;

4) структурная схема предложения

3. Грамматическое значение предложения

1) вид предложения по цели высказывания;

2) соотнесенность смысла высказывания с действительностью;

3) смысловые отношения между компонентами предложения

 

Таблица № 2

 

Типы

Разряды

Примеры

По цели высказывания

Повествовательные

Запад гаснет в дали бледно-розовой.

Вопросительные

а где мой друг?

Побудительные

Вы бы проверили перевод!

Восклицательные

Молчать! Ужасный век!

По количеству грамматических основ

Простые (одна грамматическая основа)

Дорога шла по крутому берегу Днепра.

Сложные (несколько грамматических основ)

Река еще не замерзла, и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах.

По строению грамматической основы

Двусоставные (подлежащее + сказуемое)

Быстро сохнет трава.

Односоставные (с одним главным членом)

Скоро рассветет.

По наличию второстепенных членов предложения

Распространенные (второстепенные члены есть)

Скоро рассветет.

Нераспространенные (второстепенных членов нет)

Начинается рассвет.

 

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Коллективная работа.

(Работа проводится у доски.)

Задание учащимся

1) Запишите предложения под диктовку учителя.

2) Выделите в предложениях грамматические основы.

3) Дайте характеристику предложений, руководствуясь таблицей № 2.

1. Вспоминается мне ранняя, погожая осень. 2. Всюду славно пахнет яблоками. 3. В поредевшем саду далеко видна дорога к шалашу. 4. Ветер не шелохнется. Тишина. 5. Поздняя ночь. Море шумит за окном. 6. Однажды я шел по дороге из города. Вечерело.

2. Индивидуальная работа по карточкам.

(Выполняют несколько учеников.)

Задание учащимся

1) Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.

2) Выделите грамматические основы.

3) Дайте характеристику предложений в соответствии с таблицей № 2.

Карточка

Я на днях заночевал на степном озере || Оно почти сплош.. зар..сло высок.. камыш..м || На середине бл..стела у..кая полоса чистой воды || Медленно гасла з..ря || В спокойной воде отражались первые звезды || Скорей бы прошла ночь || Перед р..светом тревожный ут..ный крик заставил меня очну(т,ть)ся || (От)чего бе..покоились утки || Кто мог их потревожить || Какая(то) тень мелькнула перед моими глазами чьи(то) крылья едва (не)задели меня по лицу || Сова || Вот кто губит птиц по ночам || Берегись ноч(?)ная хищ(?)ница ||

 (По Н. Никонову)

3. Индивидуальная творческая работа.

(Выполняют несколько учеников высокого уровня.)

— Напишите сочинение-миниатюру (описание) на тему «Мое самое любимое место на планете Земля», используя простые повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные, невосклицательные, односоставные, двусоставные, распространенные, нераспространенные предложения.

4. Работа с учебником.

(Во время индивидуальной работы учитель предлагает остальным ученикам выполнить упражнения из учебника.)

 

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

1. Оценивание учебных достижений учащихся.

2. Заключительная беседа.

1) Что такое предложение?

2) Чем предложение отличается от словосочетания?

3) Каковы основные признаки предложения?

4) Что называется грамматической основой предложения?

5) Назовите виды предложений по цели высказывания.

6) Как делятся предложения по количеству грамматических основ?

7) Как различаются предложения по количеству главных членов в грамматической основе?

8) Как различаются предложения по наличию-отсутствию второстепенных членов?

Вывод. В отличие от словосочетаний предложения имеют грамматическую основу, состоящую из главных членов (двусоставные) или одного из них (односоставные). Для предложений характерна интонационная и смысловая законченность, то есть они представляют собой отдельные высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). По количеству грамматических основ предложения делятся на простые и сложные, по наличию второстепенных членов — на распространенные и нераспространенные.

 

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Выполнить упражнения из учебника (на выбор учителя).

3. Ученикам высокого уровня дописать сочинение-миниатюру, выделить грамматическую основу в предложениях.





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити