РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 8 КЛАСС

ПРИЛОЖЕНИЕ*

 

ТЕКСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОГО АУДИРОВАНИЯ

 

1. Маша

Весна пришла, как всегда, ранним утром. Появилась она на бревенчатой стене мезонина квадратом оранжевого и теплого на ощупь солнечного света. И не замеченная во время долгой зимы капля смолы в щели бревна заискрилась в это утро, как топаз.

— Пора! — сказал Тихон Петрович, поглядев на каплю, спрятав до зимы в стол незаконченную рукопись «Руководства» и начал разбирать семена, чтобы высадить их в плошки и расставить по всем подоконникам в теплом доме и на застекленном крыльце.

А потом в одну из апрельских ночей вздохнул лед на реке, а утром начался быстрый, как всегда, ледоход, и река разлилась на семь километров.

От весенней воды тянуло свежестью нефти и снега. По всем веткам береговой лозы уселись рядами пушистые седые шмели — молодые почки.

Пришел из областного города первый пароход. Тихон Петрович поехал на нем в город по делам питомника, а кстати и за кое-какой рассадой. До города было езды всего пять часов.

Обратно из города пароход отвалил в сумерки и пошел прямо по разливу.

Тихон Петрович сидел на палубе, хотя на воде было холодно. В ногах у него стояла кошелка с рассадой. В нижнем помещении, в общей каюте, было тепло, даже жарко, но Тихон Петрович туда не спускался,— берег рассаду. Она, как известно, от жары быстро вянет.

Пассажиров на палубе было немного. Ехали пильщики, закутанные женщины и совсем еще молоденькая девушка, лет двадцати, с девочкой. Пильщики крепко курили и слушали пожилого своего товарища в зипуне.

— Это что! — говорил он неторопливым хриплым голосом.— Вы над председателем нашим, Батенковым, погодили бы без разбору смеяться.  

— А мы с разбором,— ответил молодой пильщик.

— Вот я те сейчас докажу про твой разбор! — сердито пообещал пожилой пильщик.— Над чем насмехаетесь! Что он, Батенков, пятерых зайцев снял со льдины во время ледохода? Так, что ли?

— Да мы не над тем смеемся, Захарыч,— несмело возразил молодой пильщик.

— Понимаю! — с угрозой в голосе проговорил пожилой.— Вам удивительно, что он тех зайцев не зажарил с лучком да не съел под водочку, а выпустил в соседнюю рощу. Бессмысленное, выходит по-вашему, деяние?

— Жалостлив-то больно Батенков,— сказал из темноты чей-то голос.

— Не-ет, брат! Тут никакая не жалость. Тут простой вывод.

— Ух ты! — сказал молодой пильщик.

— Вот те и ух! — ответил пожилой.— Это надо соображать. Есть в наших местах такая побаска. Упала в реку пчела, замочила крылышки. И приходит ей, той пчеле, полный конец. Крышка! Кругом красноперки шныряют. Вот пчела и взмолилась. «Спасите, говорит. Я вам за то отплачу».— «А на что ты нам сдалась! — отвечают красноперки.— Мы меду отродясь не едим». Вздохнула только пчела. «И то правда! — говорит.— Ничего не поделаешь». Видит, плывет через реку лягушка. «Спаси,— молит.— Я в долгу не останусь».— «А я,— говорит лягушка,— даже запаху медового слышать не могу». Тут пчела совсем загрустила. Однако видит, летит над рекой черный скворец. Она и его просит. «Ну что ж,— отвечает скворец.— Я тебя, пожалуй, вытащу. Потому ты медом человека питаешь, а он, человек, мне скворечни делает».

— И вытащил? — спросил молодой.

— Обязательно. Полезному зверю всегда надо вспоможение делать.

— Настюша,— тихо сказала маленькая девочка своей спутнице,— а я бы ее и так вытащила. Не за мед.

— Правильно, девочка,— тихо заметил Тихон Петрович.— Что ж это вы, сестрицы,— спросил он,— вдвоем по белому свету странствуете?

— Мы в Разговорово,— ответила девушка неуверенным голосом.

— К родным едете?

— Да нет,— ответила девушка.— Я учительницей назначена в Разговорово. Вот еду. с сестрой, с Машей. Мы с ней теперь вдвоем. Отец служит на Дальнем Востоке, а мама в сорок втором году в Ленинграде.

— Все ясно,— сказал Тихон Петрович.

Он вытащил из-под ног кошелку, зачем-то потрогал рассаду. Листочки были вялые, теплые, как ладони, но живые. «Выживут»,— подумал он, помолчал, потом обернулся к девушке и сказал:

— В Дом крестьянина вам идти незачем. Зря устанете. Помещение найти у нас в Разговорове не так бывает легко. А у меня домишко пока пустует. Одна комната будет вам, а другая — для практикантов. Летом ко мне студенты приезжают, я их садоводству учу.

— Нет, что вы! — слабо возразила девушка.

— Это вы бросьте,— сердито сказал Тихон Петрович,— разводить антимонии. У меня устроитесь. И живите хоть сто лет.

(656 сл.)                                 (По К. Паустовскому)

 

Вопросы к тексту.

1. С чем в рассказе сравнивается первая весенняя капля смолы на бревне?

а)    С янтарем;

б)   с топазом; √

в)    с кошачьим глазом.

2. Что спрятал до следующей зимы Тихон Петрович?

а)   Рукопись «Руководства»; √

б)    валенки;

в)    сани.

3. На сколько километров разлилась река?

а)    На девять;

б)    на восемь;

в)   на семь. √

4. Чем тянуло от весенней воды?

а)    Свежестью весны и водорослями;

б)   свежестью нефти и снега; √

в)    холодной водой и льдом.

5. Зачем отправился Тихон Петрович в город?

а)    За рассадой;

б)    за продуктами;

в)    за справочной литературой для садовода.

6. Почему Тихон Петрович остался на палубе в сумерки?

а)    Ему нравилось наблюдать за ночным небом;

б)    он смотрел на селения, расположенные по берегам реки;

в)   он берег рассаду от жары каюты. √

7. Кого слушали присутствующие на палубе?

а)    Молоденькую девушку лет двадцати;

б)   своего пожилого товарища в зипуне; √

в)    женщину, закутавшуюся в платок.

8. Что вызвало насмешки молодых в адрес председателя Батенкова?

а)    Он снял со льдины зайцев и зажарил их;

б)   он был больно жалостлив; √

в)    он был резок с людьми.

9. Какую побаску рассказал пожилой пассажир?

а)   О пчеле, упавшей в воду реки; √

б)    о пчеле, тонувшей в озере;

в)    о пчеле, попавшей в болото к лягушке.

10. Что двигало поступком скворца, спасшего пчелу?

а)    Он просто пожалел пчелу;

б)    он всегда всем помогал;

в)   он выразил уважение к человеку, который делает скворечники. √

11. Сколько лет было девочке, готовой спасти пчелу бескорыстно?

а)    Семь;

б)    пять;

в)   шесть. √

12. Что предложил Тихон Петрович молодой учительнице и Машеньке?

а)   Поселиться у него в домишке; √

б)    показать местонахождение Дома крестьянина;

в)    показать дома соседей, у которых сдаются комнаты.

 

2. Берингов мост — ворота в Америку

Как же предки индейцев попали в Америку? Они перешли сюда из Азии. посуху. Это случилось в самом конце ледникового периода — до того как из-за таяния льдов уровень моря поднялся и полностью был затоплен «Берингов мост». Так назвали сухопутный перешеек, который некогда связывал Америку с Азией. Его протяженность достигала 60 километров. В доисторические времена именно он был «мостом», по которому люди переправлялись из холодной Чукотки в более теплую Америку. Первые ее жители происходили из Монголии и Сибири.

«Дверь», ведущая из Азии в Америку, открывалась для них дважды. Они могли переправиться посуху, когда уровень моря из-за оледенения заметно падал. В обозримом прошлом это случалось в следующие сроки: 60— 45 тысяч лет до нашей эры, а также 25—10 тысяч лет до нашей эры. По оценкам советского ученого А. В. Шера, за последние 3,5 миллиона лет сухопутный мост между Азией и Америкой возникал не менее пяти раз. Как метко сказано им, эта земля, «словно птица феникс, то исчезала, то возрождалась вновь». Берингов мост изобиловал живностью, сильно маня к себе древних охотников. Судя по найденным костям, здесь водились дикие лошади, яки, степные бизоны, снежные овцы, олени, мамонты, овцебыки, львы, а также множество мелких животных. По этому «мосту» из Америки в Евразию переселились крупные копытные — верблюды и лошади.

Вот только не удалось найти никаких свидетельств пребывания здесь людей: разлившееся море поглотило следы их стоянок. Поэтому точное время заселения Берингова моста — а значит, и Америки — неизвестно. Ученым приходится проводить сравнения, привлекая артефакты (то есть предметы, сделанные человеком), встречающиеся по обеим сторонам бывшего перешейка.

Итак, люди проникли в Америку около 11 500 лет назад? Некоторые археологи продолжали сомневаться в этом.

Перенесемся на юг Чили, в болотистое, лесное местечко Монте-Верде. Еще в семидесятые годы ХХ ст. американский антрополог Том Диллехей вместе с несколькими чилийскими студентами обнаружил здесь кости мастодонта, одного из родичей слона, вымершего в послеледниковую эпоху. Вот на этих костях он и заметил следы надрезов, возможно, сделанных человеком. В последующие годы Диллехей отыскал каменные орудия, следы костров, деревянные предметы, обработанные человеческой рукой, а также остатки тела мастодонта и плетеные изделия. Он очистил фундамент довольно вместительного дома, в котором могло проживать до полусотни человек. В некотором отдалении от него ученый обнаружил полукруглый фундамент из гравия и песка — подобного он еще не видел.

Больше всего поразил Диллехея возраст этих памятников 12 500—12 800 лет. Откуда же человеческому обществу в эти сроки быть в южном Чили? Эта дата опровергала привычную схему заселения Америки, расшатывала барьер Кловиса. Неужели за какую-то тысячу лет потомки первых племен, ступивших на землю Аляски, расселились по обоим огромным континентам? Что заставляло их без устали мчаться вперед, изнывая от ударов неведомой стихии, от нападений незнакомых живот - ных и приступов непонятных болезней? Может быть, привычная схема «продвижение восточных азиатов с севера на юг, вплоть до Огненной Земли» неверна? И первые поселенцы прибывали в Америку не только из Чукотки, но и, например, из Южной Азии? Быть может, они появились в этой части света гораздо раньше, чем мы считаем. Ведь обширные районы Америки к югу от экватора до сих пор были плохо изучены археологами. Не ждут ли нас новые удивительные находки?

(501 сл.)     (Из энциклопедии «Я познаю мир»)

 

Вопросы к тексту.

1. Каким образом предки индейцев попали в Америку?

а)    На лодках;

б)   посуху; √

в)    на плотах.

2. Какова протяженность «Берингова моста»?

а)    15 километров;

б)    50 километров;

в)    60 километров.

3. Чем Америка привлекала переселенцев?

а)    Это была богатая страна;

б)    там можно было найти работу;

в)   жителей Чукотки, Сибири, Монголии привлекали теплый климат. √

4. Сколько раз возникал сухопутный мост между Азией и Америкой?

а)    Не менее 7 раз;

б)    не менее 3 раз;

в)   не менее 5 раз. √

5. С какой птицей можно сравнить эту землю?

а)   С фениксом; √

б)    с орлом;

в)    с Жар-птицей.

6. Какие крупные копытные переселились из Америки в Евразию?

а)    Коровы и буйволы;

б)   верблюды и лошади; √

в)    зубры и олени.

7. Когда люди проникли в Америку?

а)    Около 11 600 лет назад;

б)    около 11 700 лет назад;

в)   около 11 500 лет назад. √

8. Останки какого животного обнаружил антрополог Том Диллехей?

а)   Мастодонта; √

б)    динозавра;

в)    зубра.

9. Что было обнаружено на костях животного?

а)   Следы надрезов; √

б)    некоторые хранили следы ударов;

в)    они хранили следы огня.

10. Фундамент чего очистил Диллехей?

а)    Старых печей;

б)   вместительного дома; √

в)    нежилых помещений.

11. Каков был возраст найденного ученым сооружения?

а)    11 500—11 800 лет;

б)    12 000—12 100 лет;

в)   12 500—12 800 лет. √

12. К какому стилю принадлежит этот текст?

а)    К художественному;

б)    публицистическому;

в)   научно-популярному. √

__________________________________________________________________

* Материал взят из издания: Л. Д. Донина, Ю. Н. Тельпуховская. Русский язык. 8 класс: Бесплатное приложение к Комплексной зачетной тетради для тематического оценивания (для школ с украинским языком обучения). — Харьков: Веста: Издательство «Ранок», 2008.





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити