РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 8 КЛАСС

УРОК № 10

Тема. Речевая деятельность. Сжатое изложение*

 

Цель: формировать у школьников умение писать сжатое изложение текста публицистического стиля по плану; развивать у них умение выделять главное; воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Ожидаемые результаты: учащиеся понимают основное содержание текста, умеют пересказать его сжато, составляют план; определяют тему, основную мысль текста, дают ему заголовок, выражают свое отношение к прочитанному, прослушанному.

Оборудование: учебник; репродукции картин, изображающих пейзаж; текст для изложения, толковый словарь.

Тип урока: применение знаний, умений и навыков.

Ход урока

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Проверка домашнего задания.

Беседа с учащимися.

— Какие типы речи вы знаете?

— Сколько стилей речи существует в русском языке?

— Охарактеризуйте публицистический стиль.

 

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

— Почему вопрос охраны окружающей среды сегодня стоит остро не только в нашей стране, но и во всем мире?

 

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Чтение текста учителем.

[1] — с. 44-45.

[2] — текст дан ниже.

ЗАЩИЩАЙТЕ ЛЕСА

Леса являются величайшими источниками вдохновения и здоровья. Это исполинские лаборатории. Они вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль.

Не знаю, слышали ли вы, что в больших городах в кубическом метре воздуха находится около сорока тысяч разных бактерий, а в лесах в каждом кубическом метре их всего двести — триста, а то и меньше. Там вы дышите воздухом, который в двести раз чище и здоровее воздуха городов. Он целебен, он удлиняет жизнь, повышает нашу жизненную силу, и, наконец, он превращает процесс дыхания в наслаждение.

Лес — это самый верный наш помощник в борьбе за урожай. Он хранит почвенную влагу, смягчает климат, останавливает сухие и жаркие ветры, преграждает своими зелеными плотинами путь сыпучим пескам. Он является конденсатором влаги: росы, тумана, инея. Из лесных болот берут начало реки.

Места, где уничтожен лес, подвергаются жестоким размывам от талых вод и дождей.

Невозможно перечислить все бедствия, какие несет истребление лесов. Если бы вы знали о них, то у вас, должно быть, не поднялась бы рука даже на то, чтобы сломать для букета ветку цветущей липы.

В тех местах, где уничтожены леса, земля заболевает бесплодием и сухими язвами оврагов. Нет ничего безотраднее, чем зрелище пересыхающих грязных рек, порубок, гарей, всех этих пустошей, вызванных к жизни невежеством, нерадивостью и жадностью человека.

Великая сила жизни видна во всем: в колебании вершин, в пересвисте птиц, в мягком освещении. А к вечеру где-нибудь около лесных вод человек садится у костра, и рядом с ним садится тишина. Звезды, во сто крат более яркие, чем над пыльным пологом городов, загораются в небе.

(По К. Паустовскому)

Лексическая работа.

[1] — Пользуясь толковым словарем учебника, дайте толкование слова эликсир.

[2] — Пользуясь толковым словарем, дайте толкование слов исполинский, гарь, полог, конденсатор.

Беседа с учащимися.

Учебник [1]

— Какова основная мысль текста? Тема?

— Какой заголовок вы могли бы предложить?

— Можно ли слова В. Маяковского, завершающие текст, поставить в качестве эпиграфа?

— Как вы понимаете смысл словосочетания эликсир смерти?

— К какому типу речи относится текст?

— Найдите в тексте тезис и аргументы.

— Что в данном тексте самое важное?

— Какая, по-вашему, информация основная, а какая — второстепенная?

— Назовите ключевые слова и словосочетания данного текста.

— Как вы относитесь к экономии воды? Необходимо ли это?

— С какой целью автор вводит прямое обращение к читателю?

 

Учебник [2]

— К какому типу и стилю речи относится текст?

— Что отражает заглавие текста: тему или основную мысль?

— Какова идея текста?

— Найдите тезис и аргументы.

— Зачем вводится прямое обращение к читателю?

— Подумайте, какую информацию можно опустить, а какую — передать обобщенно?

— Выделите префиксы в словах размывы, безотрадный, преграждает, бесплодный.

— Объясните правописание не в словах невежество, нерадивость, не знаю, не поднялась.

— Расставьте знаки препинания в предложении: Лес является конденсатором влаги росы тумана инея.

Составление простого плана изложения.

Учебник [1]

Образец плана:

1. Эликсир смерти.

2. Страшные картины будущего.

3. Бездумное отношение к воде.

4. Берегите воду!

 

Учебник [2]

Образец плана:

1. Леса — исполинские лаборатории.

2. Лесной воздух — источник силы и бодрости.

3. Лес — наш помощник в борьбе за урожай.

4. Уничтожать лес — лишать землю плодородия.

5. Истреблять лес — вызывать заболевания земли.

6. «Великая сила жизни».

Устный пересказ текста.

Повторное чтение текста учителем.

Написание изложения.

 

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Повторить теоретический материал.

2. Написать сочинение-миниатюру «Монолог только что срезанного цветка».

 

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Вопрос учащимся.

— Как вы думаете, что уже сегодня вы можете делать для охраны окружающей среды?

_____________________________________________________________________

* Здесь и далее можно воспользоваться пособием: Русский язык. Все виды изложений. 5-9 классы / Л. Д. Донина, Л. В. Новик.— Харьков: Издательство «Ранок».





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити