РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 8 КЛАСС

УРОК № 14

Тема. Двусоставные предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения подлежащего

 

Цель: углубить знания учащихся о грамматической основе предложения, ознакомить их со способами выражения подлежащего; развивать у детей умение составлять предложения, где подлежащее выражалось бы по-разному; воспитывать у школьников интерес к русскому языку.

Ожидаемые результаты: учащиеся определяют с помощью вопроса грамматическую основу предложения; объясняют способ выражения подлежащего.

Оборудование: учебник, дидактический материал.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Проверка домашнего задания.

Беседа с учащимися.

— Какие предложения называются двусоставными?

— Что такое основа предложения?

— Как иначе называют основу предложения?

— На какие вопросы отвечают главные члены предложения?

— Почему их называют главными?

 

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

Задание учащимся.

Сравните два предложения. определите их грамматические основы.

Ждать — скучное занятие. Мне некогда тебя ждать.

 

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Работа с учебником.

Чтение теоретического материала.

[1] — с. 62-63.

[2] — с. 46-47.

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Тренировочное упражнение.

Определите грамматическую основу в предложениях. Над подлежащим надпишите, чем оно выражено.

Все добывается на свете трудом. Знание — лучшее богатство. Поднявший меч от меча и погибнет. Что медленно разгорается, то жарко горит. Храбрый пули не боится. Учиться всегда пригодится. (Пословицы) И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных. А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой около царя сидят. (А. Пушкин) Две свечи мерцают слабо. (В. Луговской)

Выборочный диктант.

Из данных предложений выпишите грамматическую основу. Объясните, почему в одних предложениях подлежащее выражено словом, а в других — сочетанием слов.

Жил старик со своею старухой у самого синего моря. Комендантша с дочерью удалились. (А. Пушкин) Бабушка с внучкой пришли к нам вечером. (М. Пришвин) Николай с Денисовым ходили по залам. (Л. Толстой) Дед с матерью шли впереди всех. (М. Горький) Я с товарищем отправился в дорогу засветло.

Творческая работа.

Составьте предложения, используя в качестве подлежащих слова и сочетания слов: каждый, ничто, мать с сыном, опаздывать, пять спортсменов, волноваться.

Орфоэпический тренинг.

Прочитайте предложения, соблюдая интонацию (логические ударения, паузы).

Останавливать работу не рекомендуется. Отказать в поддержке — значит подвести товарища. Признать свою ошибку было бы лучше. Отказываться от поручения не разрешается. Рисовать с натуры — мое любимое занятие.

 

V. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Работа с учебником.

Выполнение упражнений.

[1] — 63 (составьте диалог).

[2] — 119 (продолжите рассказ).

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Выполнить упражнения: [1] — 62 (письменно); [2] — 115 (письменно).

Вопрос учащимся.

— Как определить, выражено ли подлежащее словом или сочетанием слов?





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити