РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 8 КЛАСС
УРОК № 16
Тема. Связка. Интонация в простых предложениях с пропуском связки
Цель: закрепить знания учащихся о видах сказуемого; научить отличать вспомогательный глагол от связки; правильно интонировать и писать предложения с пропущенной связкой; развивать у детей логическое мышление; воспитывать у них любовь к родине.
Ожидаемые результаты: учащиеся различают виды сказуемого; правильно интонируют и пишут предложения с пропущенной связкой.
Оборудование: учебник, дидактический материал, толковый словарь.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
- Проверка домашнего задания.
- Практическая работа.
Спишите, согласуя простые глагольные сказуемые с подлежащим. Подчеркните грамматические основы, определите, чем выражены подлежащие и сказуемые. Найдите в тексте синонимы к слову отечество.
Отечеством мы зов.. нашу страну потому, что в ней жил.. отцы и деды наши. Родиной мы зов.. ее потому, что в ней мы роди- л..сь, в ней говорят родным нам языком. Матерью — потому, что она вскормил.. нас своим хлебом, вспоил.. своими водами, выучил.. своему языку. Как мать, она защищал.. и берегл.. нас от всяких врагов. Много есть на свете, кроме нашей страны, всяких городов и земель, но одна у человека родная мать, одна у него и родина.
(По К. Ушинскому)
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Задание учащимся.
Сравните предложения. Есть ли разница в строении сказуемого?
Задача была труднейшая. — Задача труднейшая.
Коля был выше Саши. — Коля выше Саши.
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
- Слово учителя.
Наиболее употребительным является глагол-связка быть, выражающий только грамматическое значение. Он употребляется с именительным и творительным падежами, при этом значение сказуемого меняется: И. п. указывает на постоянный признак (Его отец — летчик), Т. п. — на временный (Во время войны его дед был летчиком). В настоящем времени глагол-связка быть не употребляется, то есть связка нулевая: День был теплый. День будет теплый. День теплый.
Если в предложениях с нулевой связкой стоит тире, то перед тире голос повышается, далее — длительная пауза, и к концу предложения голос понижается:
- Работа с учебником.
Выполнение упражнений.
[1] — 70 (вставьте глаголы-связки вместо тире).
[2] — 143 (устно).
- Тренировочные упражнения.
1. Напишите значения данных слов, пользуясь толковым словарем.
Экскаватор, эскалатор, компания, кампания.
2. Перепишите предложения, заменив прошедшее время настоящим.
Как изменился падеж существительного? Как изменилось значение сказуемого?
Образец:
Брат был учеником восьмого класса. Ландыш был моим любимым цветком. Сосед был мальчиком лет тринадцати. Все подруги были спортсменками.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
- Тренировочные упражнения.
1. Вставьте подходящий по смыслу глагол-связку. Подчеркните подлежащее и сказуемое. В каких предложениях можно заменить Т. п. И. п., а в каких нельзя? Почему?
Через несколько лет Вася ... мастером спорта. Он постепенно ... сильным фигуристом. Володя ... способным учеником. Препятствие ... непреодолимым. От мороза кожа ... жесткая.
Для справок: становиться, стать, оказаться, казаться, сделаться.
2. Ответьте на вопросы письменно. Подчеркните главные члены предложения. Обозначьте повышение и понижение голоса, паузу.
— Какой предмет для тебя самый трудный?
— Какая река самая длинная в Европе?
— Кто твой любимый литературный герой?
— Сколько будет трижды восемь?
3. Переведите на русский язык, сопоставьте способы выражения именного сказуемого в русском и украинском языках.
Микола цього вечора був смутний, стурбований. Маленький Тарасик був моторний, веселий. Портрет написаний відомим художником. Ворог нам не страшний. Київ є політичним і культурным центром України. Граматика є однією з частин науки про мову.
4. Составьте предложения, использовав данные сочетания слов в качестве сказуемых. Определите вид сказуемого.
Казалась грустной, бросил взгляд, хочу рассказать, перестал бояться, буду стремиться, стал другом.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал.
2. Выполнить упражнения: [1] — 73 (письменно); [2] — 142 (письменно).
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
- Беседа с учащимися.
— Как способ выражения подлежащего влияет на смысловые оттенки предложений? Сравните предложения: Сергеев был хорошим учеником. Сергеев был хороший ученик.
— Что такое нулевая связка?