РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 8 КЛАСС

УРОК № 16

Тема. Связка. Интонация в простых предложениях с пропуском связки

 

Цель: закрепить знания учащихся о видах сказуемого; научить отличать вспомогательный глагол от связки; правильно интонировать и писать предложения с пропущенной связкой; развивать у детей логическое мышление; воспитывать у них любовь к родине.

Ожидаемые результаты: учащиеся различают виды сказуемого; правильно интонируют и пишут предложения с пропущенной связкой.

Оборудование: учебник, дидактический материал, толковый словарь.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Проверка домашнего задания.

Практическая работа.

Спишите, согласуя простые глагольные сказуемые с подлежащим. Подчеркните грамматические основы, определите, чем выражены подлежащие и сказуемые. Найдите в тексте синонимы к слову отечество.

Отечеством мы зов.. нашу страну потому, что в ней жил.. отцы и деды наши. Родиной мы зов.. ее потому, что в ней мы роди- л..сь, в ней говорят родным нам языком. Матерью — потому, что она вскормил.. нас своим хлебом, вспоил.. своими водами, выучил.. своему языку. Как мать, она защищал.. и берегл.. нас от всяких врагов. Много есть на свете, кроме нашей страны, всяких городов и земель, но одна у человека родная мать, одна у него и родина.

(По К. Ушинскому)

 

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

Задание учащимся.

Сравните предложения. Есть ли разница в строении сказуемого?

Задача была труднейшая. — Задача труднейшая.

Коля был выше Саши. — Коля выше Саши.

 

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Слово учителя.

Наиболее употребительным является глагол-связка быть, выражающий только грамматическое значение. Он употребляется с именительным и творительным падежами, при этом значение сказуемого меняется: И. п. указывает на постоянный признак (Его отец — летчик), Т. п. — на временный (Во время войны его дед был летчиком). В настоящем времени глагол-связка быть не употребляется, то есть связка нулевая: День был теплый. День будет теплый. День теплый.

Если в предложениях с нулевой связкой стоит тире, то перед тире голос повышается, далее — длительная пауза, и к концу предложения голос понижается:

Работа с учебником.

Выполнение упражнений.

[1] — 70 (вставьте глаголы-связки вместо тире).

[2] — 143 (устно).

Тренировочные упражнения.

1. Напишите значения данных слов, пользуясь толковым словарем.

Экскаватор, эскалатор, компания, кампания.

2. Перепишите предложения, заменив прошедшее время настоящим.

Как изменился падеж существительного? Как изменилось значение сказуемого?

Образец:

Брат был учеником восьмого класса. Ландыш был моим любимым цветком. Сосед был мальчиком лет тринадцати. Все подруги были спортсменками.

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Тренировочные упражнения.

1. Вставьте подходящий по смыслу глагол-связку. Подчеркните подлежащее и сказуемое. В каких предложениях можно заменить Т. п. И. п., а в каких нельзя? Почему?

Через несколько лет Вася ... мастером спорта. Он постепенно ... сильным фигуристом. Володя ... способным учеником. Препятствие ... непреодолимым. От мороза кожа ... жесткая.

Для справок: становиться, стать, оказаться, казаться, сделаться.

2. Ответьте на вопросы письменно. Подчеркните главные члены предложения. Обозначьте повышение и понижение голоса, паузу.

— Какой предмет для тебя самый трудный?

— Какая река самая длинная в Европе?

— Кто твой любимый литературный герой?

— Сколько будет трижды восемь?

3. Переведите на русский язык, сопоставьте способы выражения именного сказуемого в русском и украинском языках.

Микола цього вечора був смутний, стурбований. Маленький Тарасик був моторний, веселий. Портрет написаний відомим художником. Ворог нам не страшний. Київ є політичним і культурным центром України. Граматика є однією з частин науки про мову.

4. Составьте предложения, использовав данные сочетания слов в качестве сказуемых. Определите вид сказуемого.

Казалась грустной, бросил взгляд, хочу рассказать, перестал бояться, буду стремиться, стал другом.


V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Выполнить упражнения: [1] — 73 (письменно); [2] — 142 (письменно).

 

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Беседа с учащимися.

— Как способ выражения подлежащего влияет на смысловые оттенки предложений? Сравните предложения: Сергеев был хорошим учеником. Сергеев был хороший ученик.

— Что такое нулевая связка?





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити