РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 8 КЛАСС

УРОК № 16

Тема. Связка. Интонация в простых предложениях с пропуском связки

 

Цель: закрепить знания учащихся о видах сказуемого; научить отличать вспомогательный глагол от связки; правильно интонировать и писать предложения с пропущенной связкой; развивать у детей логическое мышление; воспитывать у них любовь к родине.

Ожидаемые результаты: учащиеся различают виды сказуемого; правильно интонируют и пишут предложения с пропущенной связкой.

Оборудование: учебник, дидактический материал, толковый словарь.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

-  Проверка домашнего задания.

-  Практическая работа.

Спишите, согласуя простые глагольные сказуемые с подлежащим. Подчеркните грамматические основы, определите, чем выражены подлежащие и сказуемые. Найдите в тексте синонимы к слову отечество.

Отечеством мы зов.. нашу страну потому, что в ней жил.. отцы и деды наши. Родиной мы зов.. ее потому, что в ней мы роди- л..сь, в ней говорят родным нам языком. Матерью — потому, что она вскормил.. нас своим хлебом, вспоил.. своими водами, выучил.. своему языку. Как мать, она защищал.. и берегл.. нас от всяких врагов. Много есть на свете, кроме нашей страны, всяких городов и земель, но одна у человека родная мать, одна у него и родина.

(По К. Ушинскому)

 

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

-  Задание учащимся.

Сравните предложения. Есть ли разница в строении сказуемого?

Задача была труднейшая. — Задача труднейшая.

Коля был выше Саши. — Коля выше Саши.

 

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

-  Слово учителя.

Наиболее употребительным является глагол-связка быть, выражающий только грамматическое значение. Он употребляется с именительным и творительным падежами, при этом значение сказуемого меняется: И. п. указывает на постоянный признак (Его отец — летчик), Т. п. — на временный (Во время войны его дед был летчиком). В настоящем времени глагол-связка быть не употребляется, то есть связка нулевая: День был теплый. День будет теплый. День теплый.

Если в предложениях с нулевой связкой стоит тире, то перед тире голос повышается, далее — длительная пауза, и к концу предложения голос понижается:

-  Работа с учебником.

Выполнение упражнений.

[1] — 70 (вставьте глаголы-связки вместо тире).

[2] — 143 (устно).

-  Тренировочные упражнения.

1. Напишите значения данных слов, пользуясь толковым словарем.

Экскаватор, эскалатор, компания, кампания.

2. Перепишите предложения, заменив прошедшее время настоящим.

Как изменился падеж существительного? Как изменилось значение сказуемого?

Образец:

Брат был учеником восьмого класса. Ландыш был моим любимым цветком. Сосед был мальчиком лет тринадцати. Все подруги были спортсменками.

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

-  Тренировочные упражнения.

1. Вставьте подходящий по смыслу глагол-связку. Подчеркните подлежащее и сказуемое. В каких предложениях можно заменить Т. п. И. п., а в каких нельзя? Почему?

Через несколько лет Вася ... мастером спорта. Он постепенно ... сильным фигуристом. Володя ... способным учеником. Препятствие ... непреодолимым. От мороза кожа ... жесткая.

Для справок: становиться, стать, оказаться, казаться, сделаться.

2. Ответьте на вопросы письменно. Подчеркните главные члены предложения. Обозначьте повышение и понижение голоса, паузу.

— Какой предмет для тебя самый трудный?

— Какая река самая длинная в Европе?

— Кто твой любимый литературный герой?

— Сколько будет трижды восемь?

3. Переведите на русский язык, сопоставьте способы выражения именного сказуемого в русском и украинском языках.

Микола цього вечора був смутний, стурбований. Маленький Тарасик був моторний, веселий. Портрет написаний відомим художником. Ворог нам не страшний. Київ є політичним і культурным центром України. Граматика є однією з частин науки про мову.

4. Составьте предложения, использовав данные сочетания слов в качестве сказуемых. Определите вид сказуемого.

Казалась грустной, бросил взгляд, хочу рассказать, перестал бояться, буду стремиться, стал другом.


V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Выполнить упражнения: [1] — 73 (письменно); [2] — 142 (письменно).

 

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

-  Беседа с учащимися.

— Как способ выражения подлежащего влияет на смысловые оттенки предложений? Сравните предложения: Сергеев был хорошим учеником. Сергеев был хороший ученик.

— Что такое нулевая связка?





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити