РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 8 КЛАСС

УРОК № 17

Тема. Тире между подлежащим и сказуемым

 

Цель: познакомить учащихся с правилами постановки тире между подлежащим и сказуемым; развивать у них навык постановки тире в предложениях с нулевой связкой; воспитывать у детей культуру письменной речи.

Ожидаемые результаты: учащиеся находят в предложении грамматическую основу, определяют вид сказуемого, правильно интонируют и пишут предложения с пропущенной связкой.

Оборудование: учебник, дидактический материал, карточки.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Проверка домашнего задания.

Выборочный диктант.

Из данных предложений выпишите грамматические основы, определите вид сказуемого.

Дом строят каменщики. Дом будут строить каменщики. Дом продолжают строить каменщики. С деревьев облетают листья. С деревьев будут облетать листья. С деревьев начали облетать листья. Ребята занимаются футболом. Ребята будут заниматься футболом. Ребята хотят заниматься футболом. Ваня учит французский язык. Ваня будет учить французский язык. Ваня хочет учить французский язык.

Работа по карточкам.

КАРТОЧКА 1

Составьте предложения, употребив в качестве сказуемого данные слова. Укажите вид сказуемого.

Оказался, оказался сюрпризом, хочу оказаться; является, будет являться, является братом.

 

КАРТОЧКА 2

Замените полные формы причастий краткими. Объясните правописание. Составьте предложения с причастиями в краткой форме. Определите вид сказуемого.

Затерянные ключи, выкрашенные стены, расчищенная дорожка, исправленная ошибка, решенная задача.

 

КАРТОЧКА 3

Перестройте предложения, заменив простое глагольное сказуемое составным именным. Что вы можете сказать о связке? Чем выражена именная часть?

Ураган повалил несколько деревьев. Циклон принес снежные тучи. Град побил посевы. Ученик не закончил упражнение.

 

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

Задание учащимся.

В каком из предложений с пропущенной связкой нужно поставить тире? Почему?

Он счастливый человек. Мой друг счастливый человек. Мой друг счастливый.

 

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Работа с учебником.

Чтение теоретического материала.

[1] — с. 72.

[2] — с. 59.

Тренировочное упражнение.

Спишите, ставя, где нужно, тире в предложениях. Объясните его постановку или отсутствие. Подчеркните основу, сверху надпишите, чем она выражена.

Труд для человека здоровье и жизнь. Учить ум точить. (Пословицы) Земля велика и прекрасна. (А. Чехов) Река точно море. Плохой товарищ не подмога. (Пословица) Она способная ученица. Пятью пять двадцать пять. Грамота правдой сильна. Труд, труд, труд вот три вечных сокровища. (Пословицы) Герой это решительный человек. Этот овраг как глубокое ущелье.

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Тренировочные упражнения.

1. Прочитайте предложения вслух, соблюдая правильную интонацию. Спишите предложения, поставив тире и обозначив повышение и понижение голоса, а также паузу.

Самый х..лодный месяц года январь. Лучшее время охоты канун весны. Сто гусениц в час норма кукушкиной еды. Бронзовые майские жуки любимое лакомство кукушки. Летом вороб..и самые яростные защитники зелени.

(Д. Зуев)

2. Запишите определения понятий, употребляя в качестве сказуемых слова, данные в скобках. Объясните постановку тире.

Партер (часть зрительного зала, расположенная ниже уровня сцены). Рампа (низкий барьер вдоль авансцены, закрывающий от зрителей осветительные приборы, направленные на сцену). Режиссер (лицо, руководящее постановкой спектакля или кинофильма).

3. Переделайте предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым вместо связки было тире. Подчеркните главные члены предложения.

С детских лет путешествия были моей заветной мечтой. Старый охотник стал моим лучшим другом. Человек является кузнецом своего счастья. Конец сентября был порой осеннего листопада. Деревни издали кажутся сплошными садами.

4. Переделайте предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым не нужно было ставить тире.

Шестой континент — Антарктида. Босфор — это пролив, соединяющий Черное и Мраморное моря. Друзья человека — книги. Твоя радость и горе — радость и горе для меня. (И. Гончаров) Наша гордость — обновленный стадион.

Работа с учебником.

Выполнение упражнений.

[1] — 71 (письменно).

[2] — 146 (письменно).

 

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Выполнить упражнения: [1] — 72 (письменно); [2] — 145 (письменно).

 

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Вопрос учащимся.

— Назовите случаи, когда тире между подлежащим и сказуемым не ставится.





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити