РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 8 КЛАСС

УРОК № 23

Тема. Контрольная работа № 2. Тестирование. Чтение молча

 

Цель: проверить у школьников уровень усвоения теоретического материала по изученным темам; проверить у них навык беглого чтения и понимания основного содержания незнакомого текста; развивать у детей умение применять теоретические знания на практике; воспитывать у них интерес к истории, лучшие моральные качества.

Ожидаемые результаты: учащиеся распознают основные единицы синтаксиса: словосочетание, предложение (простое и сложное); знают структуру словосочетаний и тип синтаксической связи; распознают виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; разбирают предложение по членам; объясняют способы выражения главных и второстепенных членов; различают виды сказуемого и второстепенных членов предложения; бегло читают, понимают основное содержание незнакомого текста.

Оборудование: тестовые задания, тексты для чтения молча.

Тип урока: контроль и коррекция знаний, умений и навыков.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

(Учитель проводит инструктаж по выполнению контрольной работы. Знакомит детей с критериями оценивания тестовых заданий и чтения молча.)

 

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

-  Выполнение тестовых заданий.

Вариант I

1. Словосочетание — в строке

А мальчик рисует

Б одержать победу

В читать и писать 

√Г ранняя зима

2. Неверно выделены главные слова в словосочетании

3. Управление — тип связи в словосочетании

А темная пучина

Б крупные звезды 

√В колеблются в пучине

Г ярко светит

4. Повествовательное предложение —

√А О, какая странная была эта ночь!

Б Поговори со мною.

В Слушайте, товарищи потомки!

Г Делайте же что-нибудь скорей!

5. Двусоставное предложение — в строке

√А С каждой минутой вода подбиралась к бедным зверькам...

Б Ну, каково, приятель, поживаешь?

В Славная осень.

Г Мне гораздо приятнее в приватном доме, чем в этом кабаке.

6. Предложения, в которых подлежащее выражено сочетанием слов,—

А Речные чайки слетаются сюда ежегодно.

Б Дед с бабушкой долго спорил.

В Весь дом пришел в движение.

√Г Сотни маленьких речушек родятся в глухих местах нашей области.

7. Предложение с составным глагольным сказуемым —

А Я буду долго гнать велосипед.

Б Все двери были наглухо заколочены.

В Я обучусь игре на гитаре.

√Г Вдруг ямщик стал посматривать в сторону.

8. Предложение с косвенным дополнением —

А Руки поборют одного, а знание поборет тысячи.

Б Нина умывала ребенка.

В Правда глаза колет.

√Г Балтийское море глубоко вдается в материк Европы.

9. Предложение, в котором инфинитив выступает в роли определения,—

А Я мечтала выступать на сцене.

√Б И моя мечта петь так и не сбылась.

В Жить — родине служить.

Г Я рад вам помочь.

10. Предложение, в котором есть сравнительный оборот (знаки не расставлены),— в строке.

А Твои слова как острый нож.

Б Пруд местами как сталь.

√В Бегут как дети озорные шумливые ручьи.

Г Гладь озерная как зеркало.

11. Предложение, в котором между подлежащим и сказуемым ставится тире,—

√А Мой друг человек глубоких знаний.

Б Бедность не порок.

В Природа есть родина всех талантов.

Г Настя мне не подруга.

12. Сложное предложение — в строке

А Кажется, идет дождь.

√Б Мне кажется, что идет дождь.

В Он кажется мне грустным.

Г Он кажется мне грустным, озабоченным здоровьем матери.

 

Вариант II

1. Глагольное словосочетание — в строке

А встреча друзей

Б бег на месте

В очень хорошо

√Г рисуя картину

2. Примыкание — тип связи в словосочетании

√А медленно падает

Б доволен ответом

В читать книгу

Г две свечи

3. Побудительное предложение — в строке

А И ветерок с Невы заговорил за нас.

Б Ну, мало ли что бывает?

В Если бы я мог забыться!

√Г Ах, любезный друг, оставь меня в покое!

4. Предложение, в котором подлежащее выражено местоимением,—

√А Снова что-то зашумело в лесу.

Б Пятеро заходят выше пояса в воду.

В Все туман, туман.

Г Этот мальчишка всем грубит.

5. Распространенное предложение — в строке

А А что такое вдохновенье?

Б Шарманка, играй, играй!

√В Меня вы не спасли.

Г И все не то.

6. Предложение с составным именным сказуемым — в строке

А Лошади шли шагом и скоро стали.

√Б Был воскресный день.

В Угрюмый лес, нелюдимый.

Г Поднявшееся в зенит солнце убрало с земли все тени.

7. Предложение с ошибкой —

А Я верю не в непобедимость зла, а только в неизбежность пораженья.

Б Вечером я буду заниматься ремонтом велосипеда.

√В Девочка делится о своих переживаниях с матерью.

Г И глядит на мир звезда сквозь сухие ветки.

8. Предложение с прямым дополнением — в строке

А Никому ни о чем не расскажем.

Б Дыша духами и туманами, она садится у окна.

√В Празднично цвела природа, словно ей обновку сшили.

Г И совсем я не здесь, не на юге, а в северной, царской столице.

9. Предложение с несогласованным определением — в строке

√А Мама купила мне несколько тетрадей в линейку.

Б Воздух, полный осеннего солнца, и ветра, и меда.

В Треплет ветер под косынкой рыжеволосую косу.

Г Над резным окошком занавес багряный.

10. Предложение с дополнением, выраженным инфинитивом,— в строке

А О чем вздыхать и плакать в самом деле?

Б Я хочу рассказать о своем новом проекте.

В Мы можем выполнить задание в срок.

√Г Отец мне разрешил кататься на коньках.

11. Предложение с приложением (знаки не расставлены) — в строке

А Мои любимые цветы пионы.

√Б С моряком призывником земляки прощались.

В Осенний ветер влажен!

Г Мы живем на круглой или плоской маленькой планете.

12. Верный вариант синтаксического разбора предложения —

 

-  Чтение текста молча.

ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

Св. Сергий родился более шестисот лет назад. Его спокойная, чистая и святая жизнь наполнила собой почти столетие. Входя в него скромным мальчиком Варфоломеем, он ушел одной из величайших слав России...

Сергий жил во времена татарщины. Лично его она не тронула: укрыли леса радонежские. Но не пребыл к ней равнодушен. Отшельник, он спокойно, как все делая в жизни, поднял крест свой за Россию и благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву.

Родители Сергия, бояре ростовские Кирилл и Мария, жили просто, были люди тихие, спокойные, с крепким и серьезным складом жизни, никакой роскоши. Домашний быт был ближе к крестьянскому.

Семи лет Сергия (а тогда — Варфоломея) отдали учиться грамоте, в церковную школу, вместе с братом Стефаном. Стефан учился хорошо, Варфоломею же наука не давалась. Как позже Сергий, маленький Варфоломей очень упорен и старается, но нет успеха. Он огорчен и плачет одиноко, но вперед не двигается.

Однажды отец послал Варфоломея разыскивать пропавших жеребят. И встретил Варфоломей под дубом монаха, рассказал ему об огорчениях своих и просил молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту.

И под тем же дубом стал старец на молитву. Рядом с ним — Варфоломей. Окончив, незнакомец благословил Варфоломея:

— Отныне овладеешь грамотою лучше братьев и товарищей.

Когда дома Варфоломей начал читать псалмы, все были поражены, как он читает хорошо...

После смерти родителей Сергий решил воплотить в жизнь давний свой замысел — стать монахом. Вместе с братом они выбрали место в десяти верстах от города. Сложили из ветвей шалаш, потом срубили «калитку» и «церквицу». ...В сосновых лесах Сергий вырос, выучился ремеслу. Церковь, построенная братьями, получила имя Святой Троицы. Стефан, однако, не выдержал пустынной жизни и ушел в Москву, в Богоявинский монастырь, где жили легче. Варфоломей же в полном одиночестве продолжал свой подвиг...

Живший неподалеку игумен (настоятель монастыря) постриг Варфоломея в монахи под именем Сергия.

В это время слухи о его пустынничестве шли. И вот стали являться люди, прося взять к себе, спасаться вместе. И принял он нескольких...

Жили тихо и сурово. Сергий подавал во всем пример. Сам рубил келии, таскал бревна, носил воду, пек хлебы, варил пищу, кроил и шил одежду, обувь.

И плотничал теперь уже отлично. Летом и зимой ходил в той же одежде, ни мороз его не брал, ни зной. Несмотря на скудную пищу (хлеб и вода), был очень крепок.

Был первым и на службах. Службы начинались в полночь (полуночница), затем шли утреня, третий, шестой и девятый час. Вечером — вечерня. В промежутках частые молебные пения и молитва в келиях, работы в огородах, шитье одежды, переписывание книг и даже иконописание...

Так шли годы. Община жила неоспоримо под началом Сергия. Монастырь рос, сложнел и должен был оформиться. Сергий стал игуменом.

Постепенно слава о Сергиевом монастыре распространилась по стране. В Москве в это время княжил Дмитрий.

В Орде между тем выдвинулся Мамай, стал ханом... Мамай решил покончить с непокорным Дмитрием. Время для Дмитрия настало опасное, и он за благословением на страшный бой едет к Сергию.

Преподобный благословил князя и всю свиту, окропил святой водой.

— Его ждет гибель,— сказал Сергий.— А тебя — помощь, милость, слава Господа. Иди, не бойся. Бог тебе поможет. Ты победишь.

Помощниками князю Сергий дал двух монахов: Пересвета и Ослябю. Воинами они были в миру и на татар пошли без шлемов, панцирей.

8-е сентября 1380 года! К полудню показались и татары. Дмитрий выехал драться лично, в передовой стычке. Таков обычай. Ранен не был, но доспех помяли. Тут же на зов татарского богатыря выехал Пересвет, давно готовый к смерти, и, схватившись с Челубеем, поразив его, сам пал.

Началась общая битва на гигантском по тем временам фронте в десять верст.

Преподобный же в эти часы молился с братией у себя в церкви. Он говорил о ходе боя. Называл павших и читал заупокойные молитвы.

А в конце сказал: «Мы победили».

(605 сл.)                                   (По Б. Зайцеву)

 

Вопросы к тексту.

1. Почему Сергий — Радонежский?

А по имени монастыря, который он основал

Б это была его фамилия

√В по местности, в которой он жил

2. Кто были родители Сергия?

√А бояре

Б князья

В крестьяне

3. Как маленький Варфоломей реагировал на неудачи в учебе?

√А огорчался и плакал

Б жил спокойно

В много молился

4. Как Варфоломей научился хорошо читать?

А ему помог брат

√Б за него молился старец

В научился постепенно сам

5. Какое имя получила церковь, построенная братьями?

А Богоявленская

Б Святого Сергия

√В Святой Троицы

6. Сколько служб служили за день в церкви?

√А шесть

Б пять

В четыре

7. Как называлась первая служба в церкви?

А утреня

Б вечерня

√В полунощница

8. Кто такой игумен?

А монах-молчальник

√Б настоятель монастыря

В монах-затворник

9. Какими главными качествами обладал Сергий?

А сила воли и мужество

√Б трудолюбие и боголюбие

В упорство и старание

10. Почему князь Дмитрий выехал драться лично?

√А таков был обычай

Б таков был совет Сергия

В хотел показать, что победа будет за ним

11. Какова судьба Пересвета?

А ранен не был, но доспех помяли

Б был тяжело ранен

√В был убит

12. Какой была жизнь Сергия?

А тихая, спокойная и серьезная

√Б спокойная, чистая и святая

В трудная, суровая и святая

 

III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Повторить теоретический материал.

2. Подготовиться к диалогу на тему «Профессия, которая меня привлекает».

 

IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

(Учитель отвечает на вопросы учащихся, возникшие по ходу выполнения тестовых заданий.)






Help with assignments by Writix

Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити