РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 8 КЛАСС

УРОК № 23

Тема. Контрольная работа № 2. Тестирование. Чтение молча

 

Цель: проверить у школьников уровень усвоения теоретического материала по изученным темам; проверить у них навык беглого чтения и понимания основного содержания незнакомого текста; развивать у детей умение применять теоретические знания на практике; воспитывать у них интерес к истории, лучшие моральные качества.

Ожидаемые результаты: учащиеся распознают основные единицы синтаксиса: словосочетание, предложение (простое и сложное); знают структуру словосочетаний и тип синтаксической связи; распознают виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; разбирают предложение по членам; объясняют способы выражения главных и второстепенных членов; различают виды сказуемого и второстепенных членов предложения; бегло читают, понимают основное содержание незнакомого текста.

Оборудование: тестовые задания, тексты для чтения молча.

Тип урока: контроль и коррекция знаний, умений и навыков.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

(Учитель проводит инструктаж по выполнению контрольной работы. Знакомит детей с критериями оценивания тестовых заданий и чтения молча.)

 

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

Выполнение тестовых заданий.

Вариант I

1. Словосочетание — в строке

А мальчик рисует

Б одержать победу

В читать и писать 

√Г ранняя зима

2. Неверно выделены главные слова в словосочетании

3. Управление — тип связи в словосочетании

А темная пучина

Б крупные звезды 

√В колеблются в пучине

Г ярко светит

4. Повествовательное предложение —

√А О, какая странная была эта ночь!

Б Поговори со мною.

В Слушайте, товарищи потомки!

Г Делайте же что-нибудь скорей!

5. Двусоставное предложение — в строке

√А С каждой минутой вода подбиралась к бедным зверькам...

Б Ну, каково, приятель, поживаешь?

В Славная осень.

Г Мне гораздо приятнее в приватном доме, чем в этом кабаке.

6. Предложения, в которых подлежащее выражено сочетанием слов,—

А Речные чайки слетаются сюда ежегодно.

Б Дед с бабушкой долго спорил.

В Весь дом пришел в движение.

√Г Сотни маленьких речушек родятся в глухих местах нашей области.

7. Предложение с составным глагольным сказуемым —

А Я буду долго гнать велосипед.

Б Все двери были наглухо заколочены.

В Я обучусь игре на гитаре.

√Г Вдруг ямщик стал посматривать в сторону.

8. Предложение с косвенным дополнением —

А Руки поборют одного, а знание поборет тысячи.

Б Нина умывала ребенка.

В Правда глаза колет.

√Г Балтийское море глубоко вдается в материк Европы.

9. Предложение, в котором инфинитив выступает в роли определения,—

А Я мечтала выступать на сцене.

√Б И моя мечта петь так и не сбылась.

В Жить — родине служить.

Г Я рад вам помочь.

10. Предложение, в котором есть сравнительный оборот (знаки не расставлены),— в строке.

А Твои слова как острый нож.

Б Пруд местами как сталь.

√В Бегут как дети озорные шумливые ручьи.

Г Гладь озерная как зеркало.

11. Предложение, в котором между подлежащим и сказуемым ставится тире,—

√А Мой друг человек глубоких знаний.

Б Бедность не порок.

В Природа есть родина всех талантов.

Г Настя мне не подруга.

12. Сложное предложение — в строке

А Кажется, идет дождь.

√Б Мне кажется, что идет дождь.

В Он кажется мне грустным.

Г Он кажется мне грустным, озабоченным здоровьем матери.

 

Вариант II

1. Глагольное словосочетание — в строке

А встреча друзей

Б бег на месте

В очень хорошо

√Г рисуя картину

2. Примыкание — тип связи в словосочетании

√А медленно падает

Б доволен ответом

В читать книгу

Г две свечи

3. Побудительное предложение — в строке

А И ветерок с Невы заговорил за нас.

Б Ну, мало ли что бывает?

В Если бы я мог забыться!

√Г Ах, любезный друг, оставь меня в покое!

4. Предложение, в котором подлежащее выражено местоимением,—

√А Снова что-то зашумело в лесу.

Б Пятеро заходят выше пояса в воду.

В Все туман, туман.

Г Этот мальчишка всем грубит.

5. Распространенное предложение — в строке

А А что такое вдохновенье?

Б Шарманка, играй, играй!

√В Меня вы не спасли.

Г И все не то.

6. Предложение с составным именным сказуемым — в строке

А Лошади шли шагом и скоро стали.

√Б Был воскресный день.

В Угрюмый лес, нелюдимый.

Г Поднявшееся в зенит солнце убрало с земли все тени.

7. Предложение с ошибкой —

А Я верю не в непобедимость зла, а только в неизбежность пораженья.

Б Вечером я буду заниматься ремонтом велосипеда.

√В Девочка делится о своих переживаниях с матерью.

Г И глядит на мир звезда сквозь сухие ветки.

8. Предложение с прямым дополнением — в строке

А Никому ни о чем не расскажем.

Б Дыша духами и туманами, она садится у окна.

√В Празднично цвела природа, словно ей обновку сшили.

Г И совсем я не здесь, не на юге, а в северной, царской столице.

9. Предложение с несогласованным определением — в строке

√А Мама купила мне несколько тетрадей в линейку.

Б Воздух, полный осеннего солнца, и ветра, и меда.

В Треплет ветер под косынкой рыжеволосую косу.

Г Над резным окошком занавес багряный.

10. Предложение с дополнением, выраженным инфинитивом,— в строке

А О чем вздыхать и плакать в самом деле?

Б Я хочу рассказать о своем новом проекте.

В Мы можем выполнить задание в срок.

√Г Отец мне разрешил кататься на коньках.

11. Предложение с приложением (знаки не расставлены) — в строке

А Мои любимые цветы пионы.

√Б С моряком призывником земляки прощались.

В Осенний ветер влажен!

Г Мы живем на круглой или плоской маленькой планете.

12. Верный вариант синтаксического разбора предложения —

 

Чтение текста молча.

ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

Св. Сергий родился более шестисот лет назад. Его спокойная, чистая и святая жизнь наполнила собой почти столетие. Входя в него скромным мальчиком Варфоломеем, он ушел одной из величайших слав России...

Сергий жил во времена татарщины. Лично его она не тронула: укрыли леса радонежские. Но не пребыл к ней равнодушен. Отшельник, он спокойно, как все делая в жизни, поднял крест свой за Россию и благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву.

Родители Сергия, бояре ростовские Кирилл и Мария, жили просто, были люди тихие, спокойные, с крепким и серьезным складом жизни, никакой роскоши. Домашний быт был ближе к крестьянскому.

Семи лет Сергия (а тогда — Варфоломея) отдали учиться грамоте, в церковную школу, вместе с братом Стефаном. Стефан учился хорошо, Варфоломею же наука не давалась. Как позже Сергий, маленький Варфоломей очень упорен и старается, но нет успеха. Он огорчен и плачет одиноко, но вперед не двигается.

Однажды отец послал Варфоломея разыскивать пропавших жеребят. И встретил Варфоломей под дубом монаха, рассказал ему об огорчениях своих и просил молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту.

И под тем же дубом стал старец на молитву. Рядом с ним — Варфоломей. Окончив, незнакомец благословил Варфоломея:

— Отныне овладеешь грамотою лучше братьев и товарищей.

Когда дома Варфоломей начал читать псалмы, все были поражены, как он читает хорошо...

После смерти родителей Сергий решил воплотить в жизнь давний свой замысел — стать монахом. Вместе с братом они выбрали место в десяти верстах от города. Сложили из ветвей шалаш, потом срубили «калитку» и «церквицу». ...В сосновых лесах Сергий вырос, выучился ремеслу. Церковь, построенная братьями, получила имя Святой Троицы. Стефан, однако, не выдержал пустынной жизни и ушел в Москву, в Богоявинский монастырь, где жили легче. Варфоломей же в полном одиночестве продолжал свой подвиг...

Живший неподалеку игумен (настоятель монастыря) постриг Варфоломея в монахи под именем Сергия.

В это время слухи о его пустынничестве шли. И вот стали являться люди, прося взять к себе, спасаться вместе. И принял он нескольких...

Жили тихо и сурово. Сергий подавал во всем пример. Сам рубил келии, таскал бревна, носил воду, пек хлебы, варил пищу, кроил и шил одежду, обувь.

И плотничал теперь уже отлично. Летом и зимой ходил в той же одежде, ни мороз его не брал, ни зной. Несмотря на скудную пищу (хлеб и вода), был очень крепок.

Был первым и на службах. Службы начинались в полночь (полуночница), затем шли утреня, третий, шестой и девятый час. Вечером — вечерня. В промежутках частые молебные пения и молитва в келиях, работы в огородах, шитье одежды, переписывание книг и даже иконописание...

Так шли годы. Община жила неоспоримо под началом Сергия. Монастырь рос, сложнел и должен был оформиться. Сергий стал игуменом.

Постепенно слава о Сергиевом монастыре распространилась по стране. В Москве в это время княжил Дмитрий.

В Орде между тем выдвинулся Мамай, стал ханом... Мамай решил покончить с непокорным Дмитрием. Время для Дмитрия настало опасное, и он за благословением на страшный бой едет к Сергию.

Преподобный благословил князя и всю свиту, окропил святой водой.

— Его ждет гибель,— сказал Сергий.— А тебя — помощь, милость, слава Господа. Иди, не бойся. Бог тебе поможет. Ты победишь.

Помощниками князю Сергий дал двух монахов: Пересвета и Ослябю. Воинами они были в миру и на татар пошли без шлемов, панцирей.

8-е сентября 1380 года! К полудню показались и татары. Дмитрий выехал драться лично, в передовой стычке. Таков обычай. Ранен не был, но доспех помяли. Тут же на зов татарского богатыря выехал Пересвет, давно готовый к смерти, и, схватившись с Челубеем, поразив его, сам пал.

Началась общая битва на гигантском по тем временам фронте в десять верст.

Преподобный же в эти часы молился с братией у себя в церкви. Он говорил о ходе боя. Называл павших и читал заупокойные молитвы.

А в конце сказал: «Мы победили».

(605 сл.)                                   (По Б. Зайцеву)

 

Вопросы к тексту.

1. Почему Сергий — Радонежский?

А по имени монастыря, который он основал

Б это была его фамилия

√В по местности, в которой он жил

2. Кто были родители Сергия?

√А бояре

Б князья

В крестьяне

3. Как маленький Варфоломей реагировал на неудачи в учебе?

√А огорчался и плакал

Б жил спокойно

В много молился

4. Как Варфоломей научился хорошо читать?

А ему помог брат

√Б за него молился старец

В научился постепенно сам

5. Какое имя получила церковь, построенная братьями?

А Богоявленская

Б Святого Сергия

√В Святой Троицы

6. Сколько служб служили за день в церкви?

√А шесть

Б пять

В четыре

7. Как называлась первая служба в церкви?

А утреня

Б вечерня

√В полунощница

8. Кто такой игумен?

А монах-молчальник

√Б настоятель монастыря

В монах-затворник

9. Какими главными качествами обладал Сергий?

А сила воли и мужество

√Б трудолюбие и боголюбие

В упорство и старание

10. Почему князь Дмитрий выехал драться лично?

√А таков был обычай

Б таков был совет Сергия

В хотел показать, что победа будет за ним

11. Какова судьба Пересвета?

А ранен не был, но доспех помяли

Б был тяжело ранен

√В был убит

12. Какой была жизнь Сергия?

А тихая, спокойная и серьезная

√Б спокойная, чистая и святая

В трудная, суровая и святая

 

III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Повторить теоретический материал.

2. Подготовиться к диалогу на тему «Профессия, которая меня привлекает».

 

IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

(Учитель отвечает на вопросы учащихся, возникшие по ходу выполнения тестовых заданий.)





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити