РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 8 КЛАСС

УРОК № 33

Тема. Предложения с несколькими рядами однородных членов

 

Цель: углубить знания учащихся об однородных членах, научить их разграничивать разные ряды однородных членов в одном предложении; развивать у детей логическое мышление; воспитывать у них интерес к русскому языку.

Ожидаемые результаты: учащиеся распознают однородные члены предложения и осмысливают их роль в речи, разграничивают разные ряды однородных членов в одном предложении; составляют предложения с однородными членами, правильно интонируют их; верно ставят знаки препинания, переводят тексты с украинского языка на русский.

Оборудование: учебник, дидактический материал, карточки.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Проверка домашнего задания.

Работа по карточкам.

КАРТОЧКА 1                                                     

Выпишите из предложений однородные члены, укажите, чем они выражены.                                                              

Трудно, с упорством отступала зима. (Г. Марков) Я люблю идти в лесу тихо, с остановками, с замиранием... (М. Пришвин) Реки широко разлились и все никак не хотели входить в берега. (К. Паустовский) Слушала она его со стра   хом и жадно. (М. Горький)    

 

КАРТОЧКА 2

Спишите предложения. Обозначьте в них повышение и понижение тона, паузы. Расставьте знаки препинания, подчеркните однородные члены предложения.

Пыль и запах парного молока висели над деревенскими улицами. (К. Паустовский) За окном шуршит и плещет дождь смывая поблекшие краски лета. (М. Горький) В доме слышались разноголосый говор смех веселые женские голоса. (С. Бабаевский) Далекий гул возник в небе и медленно затих. (К. Паустовский)

Практическая работа.

Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения. Отметьте распространенные однородные члены предложения. Нал..тел в..терок пр..шумел по осок.. всколыхнул озерную гладь и стих. Изредк.. выпадали обильные но короткие д..жди. (А. Куприн) Снег еще лежал сугробами в глубоких лесах и т..нистых оврагах... (А. Куприн) Ты сядешь с книгой в кресло забуд..шь свист пурги. (С. Щипачев) Ночь стоит над озером и смотрит в его темную воду. (К. Паустовский)

 

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

Задание учащимся.

Подчеркните однородные члены предложения и сделайте вывод. За несколько дней Анфиса, Коля и Кузя сожглись на солнце до черноты, обветрились, пропахли полынью и пылью.

Бывод: В предложении может быть несколько рядов однородных членов.

 

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Работа с учебником.

Чтение теоретического материала.

[1] — 139 (письменно).

[2] — 276 (письменно).

Тренировочные упражнения.

1. Переделайте предложения так, чтобы в них стало два ряда однородных членов. Подчеркните однородные члены предложения.

Образец: Вдоль набережной блестели и отражались в черной воде многочисленные огни. —

Дед взял палку и побрел в город. Мы каждый день сыпали в кормушку хлебные крошки и крупу. По вечерам дети собирались за столом и читали вслух. В лесу и на лугу пахло молодой травой. Доктор надел пальто и шляпу.

2. Спишите, подчеркнув однородные члены предложения.

Ленька бежал, махал сумкой с книгами и улыбался мне, лесам, солнцу, всему миру своей застенчивой, простодушной улыбкой. (К. Паустовский) Океан и небо перемешались и понеслись над головой потоками черной воды, звезд и дымом. (К. Паустовский) Катер выбил из-под кормы водопады огней и пены и помчался к пристани. (К. Паустовский) Заяц ходит ночью по полям и лесам без страха и прокладывает прямые следы. (Л. Толстой)

3. Выпишите из предложений ряды однородных членов, укажите их синтаксическую роль.

Я навек за туманы и росы полюбил у березки стан, и ее золотистые косы, и холщовый ее сарафан. (С. Есенин) Не утаишь от меня, не спрячешь великолепия дел и вещей, мощи земли, молодой и горячей, страсти ума и ума страстей. (А. Безыменский) Я верю в разум человека, в его порыв дружить, любить, в потребность тихого ночлега и в жажду строить и творить. (Н. Доризо)

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Работа с учебником.

Выполнение упражнений.

[1] — 140 (письменно).

[2] — 271 (письменно).

Творческая работа.

— Из уроков ОБЖ вы знаете, что в толпе нередко возникает паника. В толпе можно получить серьезные травмы и даже погибнуть. Зная правила поведения, можно всего этого избежать.

Запишите предложения, включив в них ряды однородных членов предложения.

— Снимите с шеи украшения, галстуки, шарфы, если есть возможность, очень крепко завяжите шнурки.

— Избегайте мест наибольшей давки — узких мест, выступов, тупиков.

— Если вы обронили сумки, зонты, телефоны, не наклоняйтесь и не поднимайте их с пола.

Диктант-перевод.

Переведите текст с украинского языка на русский. Подчеркните однородные члены предложения. Отметьте предложение с двумя рядами однородных членов.

Для героїв нема неприступних фортець.

Героїв народжує і епоха, і час, і велика мета в житті людства. З давніх-давен боролися люди за свою свободу і незалежність. Справжні герої всіх часів і народів боролися за справедливу мету. У цій боротьбі героїзм проявляли не лише дорослі, а й діти. І завжди подвиги маленьких героїв були проявом благородних прагнень, самовідданого пориву чистого серця.

Вони боролися, а часом і гинули за свій народ, за щастя людей. Їхні подвиги, їхнє життя — приклад для всіх дітей.

 (За Ю. Збанацьким)

 

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Выполнить упражнения: [1] — 147 (письменно); [2] — выписать из художественной литературы 5 предложений с несколькими рядами однородных членов.

 

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Вопрос учащимся.

— Для чего в предложении используется несколько рядов однородных членов?





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити