РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 8 КЛАСС

УРОК № 36

Тема. Построение предложений с союзами не только..., но и...; если не..., то...; хотя и..., но... . Запятая между однородными членами

 

Цель: обучить школьников построению предложений с сопоставительными союзами; углубить их знания о связи однородных членов предложения между собой; развивать у них навык постановки знаков препинания при однородных членах предложения; воспитывать у детей интерес к русскому языку.

Ожидаемые результаты: учащиеся составляют предложения с сопоставительными союзами, правильно интонируют их и ставят знаки препинания.

Оборудование: учебник, дидактический материал, схема.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Проверка домашнего задания.

Практическая работа.

Сделайте синтаксический разбор предложений.

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. (А. Пушкин) Осенний ветер бушевал и волны вскидывал высоко. (И. Суриков) Ночью месяц тускл и поле сквозь туман лишь серебрит. (М. Лермонтов)

 

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

Задание учащимся.

Найдите однородные члены предложения и союзы, которые их соединяют. Объясните отсутствие в предложениях знаков препинания. Перестройте первые ряды однородных членов так, чтобы их соединял союз не только, но и.

Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена. Люди и животные пытались спастись от потоков воды и свирепого ветра и метались в поисках подходящего убежища.

 

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Работа со схемой.

Рассмотрите схему и расскажите о постановке знаков препинания при однородных членах.

(См. с. 130.)

Тренировочные упражнения.

1. Спишите предложения, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Составьте схемы однородных членов.

Поставлена трудная зато инт..ресная задача. Садовник всегда ср..зает цветы утром или вечером. Д..рога то пряталась в лесу то поднималась на холмы. В этом взгляде было и восх..щение и благодарность. Девочки нашего класса увлекаются как волейболом так и те..исом. В газете работают не только о..делы писем но и рекламы информац..и. Ужин был если не отличный то обильный. Книгу я читал хотя и с трудом но с увл..ченьем.

 

 

2. Введите в предложения союзы не только..., но и...; если не..., то...; хотя и..., но... .

Образец: Я люблю математику и физику. — Я люблю не только математику, но и физику.

Наш поезд останавливался на станциях и полустанках. Вчерашний день был пасмурный, но теплый. Вы обязательно попадете в музей, на выставку. Мы побывали в Севастополе и Балаклаве. Я пойду не на стадион, в бассейн. Ты выполнил задание быстро, но кое-как.

3. Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните однородные члены.

(Н..)от сестры (н..)от брата известий я (н..)получал. В день похода все встали (н..)свет (н..)заря. Дома нет (н..)мамы (н..)папы. Две недели от дяди (н..)было (н..)слуху (н..)духу. Я (н..)мог повернуть ключ (н..)туда (н..)сюда.

Работа с учебником.

Чтение теоретического материала.

[1] — 146 (письменно).

[2] — 279 (письменно).

Тренировочные упражнения.

1. Спишите предложения. Расставьте знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения.

Яркое солнце и осл..пительно белый снег холодящ..й загородный ветерок и тиш..на обступили его закружили и опустили на неведомую землю. (Ю. Яковлев) Они сошлись. Волна и камень стихи и проза лед и пламень не столь различны мне собой. (А. Пушкин) Наш город богат театрами и музеями стадионами и парками. Живопись и графика скульптура и настенная роспись украшают наши дома снаружи и внутри.

2. Составьте предложения по схемам.

1) как , так            

2) если не , то

3) не только , но и

4) хотя и , но

3. Переделайте сложные предложения в простые с однородными членами. Подчеркните однородные члены предложения.

Блеснула молния, и на мгновение осветилось все вокруг. Он выдержал экзамены, и его приняли в университет. Гляжу я на вас, и мне вспоминается прошлое. Дедушка сидел в кресле, и его клонило в сон от усталости.

Работа с учебником.

Выполнение упражнений.

[1] — 154 (письменно).

[2] — 300 (письменно)

 

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Выполнить упражнения: [1] — 155 (письменно); [2] — 305 (письменно).

 

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Беседа с учащимися.

— С помощью чего соединяются однородные члены предложения?

— В каких случаях между однородными членами предложения запятая не ставится?

— Как строятся предложения с сопоставительными союзами?





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити