РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 8 КЛАСС

УРОК № 38

Тема. Речевая деятельность. Сочинение-описание памятника А. С. Пушкину в Москве

 

Цель: формировать у школьников умение писать сочинение-описание скульптурного памятника; развивать речь учащихся; воспитывать у них чувство прекрасного.

Ожидаемые результаты: учащиеся составляют в логической последовательности описание по плану; умеют выделить главное, избегают ненужных повторов; подчиняют высказывание определенной теме, доносят основную мысль.

Оборудование: фотографии памятника А. С. Пушкину в Москве.

Тип урока: применение знаний, умений и навыков.

Ход урока

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Проверка домашнего задания.

Беседа с учащимися.

— Что мы подразумеваем под описанием местности?

— Что такое скульптура?

— Как вы понимаете выражение «монументальная скульптура»?

— Как строится сочинение-описание памятника?

 

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

Ознакомление с материалом для наблюдения.

Прочитайте отрывок из произведения М. Цветаевой «Мой Пушкин».

Какое чувство вызывает он?

...мне нравилось от него [от памятника А. Пушкину] вниз по песчаной и снежной аллее идти и к нему... .Потому что мне нравилось, что уходим мы или приходим, а он — всегда стоит. Под снегом, под летящими листьями, в заре, в синеве, в мутном молоке зимы — всегда стоит.

 

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Слово учителя.

(Учащиеся делают записи в тетради.)

В описание памятника входят следующие сведения:

— кто является автором памятника и когда он воздвигнут (история создания);

— сведения о человеке, которому поставлен памятник;

— описание самой скульптуры;

— описание постамента;

— общая оценка и значение памятника.

В зависимости от описываемого памятника план может варьироваться.

Сообщения учеников об истории создания памятника.

1-й ученик. «Придет время, когда потомство воздвигнет ему вековечный памятник»,— писал В. Белинский. Памятник Пушкину был первый в России памятник не полководцу, не царю, а поэту, человеку, писавшему стихи, славному, как писал Г. Успенский, «только работой своей мысли». Памятник был первым. И первыми были торжества в его честь. Это время пришло спустя более сорока лет после смерти А. Пушкина.

В 1860 году лицеисты пушкинского и последующих выпусков обратились к царю Александру II с ходатайством о сооружении памятника поэту. Получив разрешение, начали сбор средств. Предполагалось, что памятник будет поставлен в Лицейском саду. Однако сумму для сооружения памятника собрали недостаточную.

Спустя десять лет — новое ходатайство и просьба поставить памятник в Москве. И вновь начался сбор средств по всей России.

К 1872 году средства были собраны. И сразу возникли вопросы: где стоять памятнику и каким ему быть. Если с местом решили скоро — в начале Тверского бульвара, против Страстного монастыря,— то с памятником было сложнее. В 1873-1875 годах были проведены три открытых конкурса на проект памятника Пушкину. Победителем стал Александр Михайлович Опекушин.

2 -й ученик. А. М. Опекушин родился в деревне Свечино Ярославской губернии в семье крепостного крестьянина. Заметив у мальчика способности к лепке, отец отвозит его в Петербург, где ребенок попадает в архитектурную мастерскую, а позже — в Академию художеств. В 1870 году он получает звание классного художника 1-й степени, а в 1872 году — звание академика.

Работа над проектом памятника Пушкину оказалась нелегкой. Не один альбом заполнил Опекушин изображениями поэта, более 30 проектов сделал из глины и пластилина. «Были три лихорадочных конкурса. Я получил заказ на изготовление статуи поэта. Радость, конечно, была для меня необычайная».

3-й ученик. День 6 июня 1880 года в Москве был облачным, сереньким. В неяркой панораме города красочным, заметным издали пятном выделялись Страстная площадь и Тверской бульвар. У слияния бульвара с площадью возвышался закутанный в холст монумент. Гирлянды из зелени и живых цветов, флаги, специально сооруженные подмостки и трибуны — все говорило о подготовке к большому празднику.

С раннего утра спешили к Страстной площади экипажи, прибывали гости из различных городов России, толпы народа заполнили прилегающие к площади улицы и переулки. Места на трибунах заняли представители городских властей, почетные гости и среди них — дети Пушкина.

В полдень упал скрывавший памятник холст — и многоголосое «ура», прокатившееся на площади, было подхвачено в ее окрестностях. «...Перед всеми собравшимися на площади зрителями явилась простая, умная, с внимательным, тихим и вдумчивым взором фигура Пушкина»,— писал об открытии памятника Г. И. Успенский.

4-й  ученик. В связи с историей сооружения памятника Пушкину ходили легенды. Одна из них сводилась к тому, что будто во время похорон Анны Керн (1879 г.) гроб ее повстречался с памятником Пушкину, который тогда якобы ввозили в Москву. Свидетели похорон отвергают эту версию. Но все же утверждают, что действительно года за два до смерти красавицы, которую Пушкин обессмертил в стихотворении «Я помню чудное мгновенье.», мимо окон ее дома проследовала колесная платформа с гранитной глыбой для пьедестала памятника Пушкину. Когда Анна Петровна узнала об этом, вздохнула и сказала: «Наконец-то! Ну, слава Богу, давно пора!»

5-й  ученик. Пушкин изображен стоящим, пребывающим в глубоком размышлении. Одна рука его заложена за полу сюртука, вторая — со шляпой — заложена за спину. Одна нога чуть выставлена вперед. Плащ распахнут. Голова наклонена. «Он принимает поток льющегося света дня, объятия ночи, подставляет кудрявую голову ветру, снегу, дождям, полуденному, взошедшему прямо над ним солнцу. Кипучий, он кажется спокойным. Издали его силуэт кажется нарисованным черным на золотом фоне, а вблизи, особенно в темноте, он может иной раз сверкнуть на тебя золотым глазом». (А. Пистунова)

6-й  ученик. Отливка фигуры (4,4 м) проходила на бронзолитейном заводе в Петербурге, где когда-то работал отец скульптора и где еще мальчиком начинал свой путь в искусство будущий автор памятника Пушкину. Пьедестал же из темно-серого и темно-красного гранита, бронзовые тумбы у его подножия и четыре чугунных светильника изготовлены по проекту архитектора И. С. Богомолова, а все каменные и монтажные работы выполнены артелью рабочих под наблюдением подрядчика А. А. Баринова. Высота памятника составила 11 метров.

7-й  ученик. По боковым сторонам гранитного постамента были выбиты строки из посмертно опубликованного стихотворения «Памятник». В. А. Жуковский из цензурных соображений исказил авторский текст.

Пушкинская строфа

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Редакция Жуковского

И долго буду тем народу я любезен,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что прелестью живой стихов я был полезен

И милость к падшим призывал.

 

Утвержденный царской цензурой текст и был выбит на постаменте. Только 57 лет спустя, к 100-летию со дня   гибели поэта, надписи были сбиты и заменены подлинными строками стихотворения.

История вмешалась и в месторасположение памятника. В прошлом веке он был перенесен в сквер, разбитый на месте снесенного Страстного монастыря.

Ныне к памятнику не зарастает «народная тропа», к нему идут и идут люди, в чью любовь он так горячо верил, ибо самое главное — своей поэзией он пробуждал и пробуждает «чувства добрые».

Словарная работа.

(Ученики записывают значения незнакомых слов в тетради.)

Памятник, монумент, постамент, бронза, темно-серый и темно-красный гранит, скульптор, проект памятника, архитектор, отливка фигуры, пьедестал, бронзовые тумбы, чугунные светильники.

Беседа с учащимися.

— Когда открыт памятник Пушкину в Москве?

— Кто автор памятника?

— Что изготовил архитектор И. С. Богомолов?

— Какова высота фигуры? Общая высота памятника?

— Как изображен Пушкин?

— Опишите постамент.

— Каково значение памятника?

Работа над черновыми записями.

 

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Закончить сочинение.

 

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Вопрос учащимся.

— Какие сведения о памятнике произвели на вас самое сильное впечатление?





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити