РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 8 КЛАСС

УРОК № 3

Тема. Повторение и обобщение изученного. Части речи

 

Цель: повторить и закрепить с учащимися сведения о самостоятельных и служебных частях речи; развивать у детей логическое мышление; воспитывать интерес к русскому языку.

Ожидаемые результаты: учащиеся распознают части речи, знают их морфологические признаки; отличают служебные части речи от самостоятельных; переводят тексты с украинского языка на русский, составляют информационный диалог.

Оборудование: учебник, дидактический материал.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний, умений и навыков.

Ход урока

I.  АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Проверка домашнего задания.

Беседа с учащимися.

— Как называется раздел науки о языке, изучающий части речи?

— На какие группы делятся части речи? В чем особенности каждой из этих групп?

— Какие части речи относятся к самостоятельным, какие — к служебным?

— Какая часть речи не относится ни к той, ни к другой группе?

 

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

Вопрос учащимся.

— Какой частью речи являются выделенные слова? Докажите свою точку зрения.

Благодаря хозяйку — благодаря хорошей погоде; написал красиво — платье красиво; дежурный ученик — дежурный по школе.

 

III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Работа с учебником.

Выполнение упражнений.

[1] — 10 (письменно).

[2] — 4 (в первом абзаце укажите части речи).

Тренировочные упражнения.

1. Словарный диктант с дополнительным заданием. Запишите словосочетания. В наречиях выделите суффиксы и поставьте ударения.

Работать дотемна, прийти засветло, свернуть вправо, слышится слева, спорить горячо, по-утреннему свежий, по-зимнему холодно, макароны по-флотски, поступить по-товарищески, говорить быстро-быстро.

2. Определите наклонения глаголов. допишите недостающие формы.

Образец: написал бы — условное; напишу, напиши.

Расскажи, играю, сыграйте, поднимаюсь, успел бы.

3. Выборочный диктант. выпишите из предложений глаголы и краткие формы прилагательных и вставьте, где нужно, ь.

Не тот хорош.., кто лицом пригож.., а тот, кто для дела гож.. . Хлеб хорош.. и свеж.. . Реж.. его и еш.. . Без труда не вынеш.. и рыбки из пруда. Упустиш.. огонь — (не)потушиш.. . Слухом земля полнит..ся.

4. Объяснительный диктант с дополнительным заданием. Запишите текст, выполните задания к нему.

Тихо в осеннем лесу. Шелестит под ногами опавшая сухая листва. Кое-где краснеет шапка позднего подосиновика. Тонко просвистит рябчик, прокличут высоко в небе пролетающие косяком журавли.

(И. Соколов-Микитов)

Задания к тексту.

— Определите падеж и склонение существительных.

— Определите вид, время, род, число, падеж причастий.

— От глаголов образуйте деепричастия, обозначьте в них суффиксы.

5. Диктант-перевод. Переведите текст с украинского языка на русский. Укажите служебные части речи. Найдите местоимения и определите их разряд.

Два місяці тому люди востаннє бачили сонце. Воно закотилося за обрій і більше не показувалось. Протягом усього часу тривала холодна полярна ніч. Сьогодні чекали, що сонце знов підійметься над обрієм. Цього дня мало бути велике свято для жителів острова — ескімосів. Вони одягалися в хутра, запрягали в сани замість коней своїх собак і полювали на тюленів.

(М. Турблаїні)

 

IV. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Работа над составлением диалога.

[1] — 12 (устно).

[2] — Беседа с учащимися.

— Что такое диалог?

— Объясните значение слова полилог.

Составление диалога о своем друге, о соседе по парте.

Прослушивание и обсуждение диалогов.

 

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Выполнить упражнения: [1] — 13 (письменно); [2] — составить монологическое высказывание на тему «Единственный способ иметь друга — это быть другом».

 

VІ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Беседа с учащимися.

— Что такое дружба?

— Что главное в дружбе?

— Был ли в вашей жизни случай, подтверждающий справедливость пословицы «Друг познается в беде»?

— Какой материал вы повторили на уроке?

— Что бы вы еще хотели восстановить в памяти?





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити