РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 8 КЛАСС

УРОК № 45

Тема. Речевая деятельность. Интервью

 

Цель: дать учащимся понятие об интервью; научить их оформлять интервью; развивать речь школьников; воспитывать у них любовь к родному городу.

Ожидаемые результаты: учащиеся знают, что такое интервью, отличают интервьюера от интервьюируемого лица; оформляют интервью.

Оборудование: текст интервью, фото памятников истории и культуры.

Тип урока: применение знаний, умений и навыков.

Ход урока

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Проверка домашнего задания.

 

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

Историческую атмосферу наших городов нельзя зафиксировать никакими фотографиями, репродукциями и макетами. Эту атмосферу можно выявить, подчеркнуть реконструкциями, но можно и легко уничтожить — уничтожить бесследно. Она невосстановима. Надо хранить наше прошлое: оно имеет самое действенное воспитательное значение. Оно воспитывает чувство ответственности перед Родиной...

Любовь к своей Родине — это не нечто отвлеченное; это — и любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам ее культуры, гордость своей историей.

(Д. Лихачев)

 

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Слово учителя.

Интервью — опрос человека по личной или профессиональной тематике. Происходит от англ. interview — беседа.

Изложение содержания беседы в этом жанре ведется от имени человека, который дает интервью (от имени интервьюируемого).

Успех интервью во многом зависит от автора (интервьюера), от его умения вести беседу, расположить собеседника к разговору.

Интервью строится по форме вопрос-ответ или вопросы-ответы. Чтобы беседа получилась содержательной, интересной, живой и увлекла читателя, интервьюер должен основательно подготовиться к ней.

Прежде всего важно точно определить тему и цель беседы, познакомиться (если в этом есть необходимость) с литературой по данному вопросу, составить вопросник. Вопросы должны быть интересными, четкими, конкретными, краткими.

Обычно в начале интервью сообщаются необходимые сведения об интервьюируемом лице и теме разговора. Далее излагается содержание беседы.

Чтение интервью.

(Тексты — на партах.)

Из интервью главного архитектора Харьковской области Юрия Шкодовского, данного им харьковскому журналу «Стройобзор» в августе 2007 года.

Юрий Михайлович Шкодовский — главный архитектор Харьковской области, академик Украинской академии архитектуры, профессор, народный архитектор Украины, лауреат Государственной премии Украины в области архитектуры.

Тема интервью: архитектурный облик нашего города, проблемы и перспективы градостроительства.

— Сегодня много говорят о сохранении историко-культурных и архитектурных памятников. Что это — только слова? Каким образом они осуществляются на практике?

— Города, как и люди, стареют, и особенно это заметно по архитектурному наследию нашего города. К сожалению, содержание памятников архитектуры государство практически не финансирует.

Все, что мы тратим на эти цели, зарабатывается сдачей в аренду самих же памятников архитектуры. Но средств катастрофически не хватает. Большинство (около пятисот) архитектурных и историко-культурных памятников области находится в Харькове, но арендуется лишь небольшая их часть. Да и аренда бывает разной. Если памятник архитектуры занимает государственное предприятие, то оно платит условно — одну гривну в год. Частные фирмы раскошеливаются на другие суммы. Но они не могут покрыть все потребности в этой сфере. Для решения проблемы есть только два пути: либо государственные дотации, либо же передача памятника в частные руки. Мировой опыт доказывает: если памятник является частной собственностью, то владелец поддерживает его в надлежащем состоянии. Я не говорю, что приватизировать нужно все. Памятники государственного значения приватизации не подлежат, а вот местного, если это их сохранит, вполне. Приведу пример: до вступления в силу моратория на приватизацию памятников архитектуры, некоторые здания успели перейти в частные руки. Сегодня они в блестящем состоянии: отремонтирована крыша, заменена столярка, аккуратно отделан фасад, благоустраивается прилегающая территория. Я думаю, что это неплохая практика.

— Говоря о реконструкции памятников архитектуры, нельзя не вспомнить Дом Государственной промышленности, тем более, что он претендует на одно из чудес Украины.

— То, что Госпром претендует на звание одного из чудес Украины — наше предложение, поскольку архитектурный облик здания уникален. Конструктивизм, как архитектурный стиль, был рожден именно в СССР. Он ценится профессионалами всего мира. К нам приезжают, чтобы ознакомиться с ним, не только из России, но и Европы, Америки, Японии. Кроме Госпрома, в Харькове несколько подобных сооружений, в том числе Почтамт на привокзальной площади.

Думаете, нас не волнует судьба уникальных строений? Тыльная сторона Госпрома уже несколько лет лишена защитного слоя. Причина — отсутствие средств на окончание реконструкции фасада. Сейчас мы пытаемся решить вопрос финансирования в Кабинете Министров. Думаю, это нам удастся. Но таких вещей допускать нельзя в принципе.

— Хотелось бы затронуть и проблему исторического центра, стилистического соответствия новостроек тем же памятникам архитектуры.

— Эта проблема существовала во все века, и я неоднократно говорил, что если бы города с течением времени... не меняли свой облик — мы бы до сих пор жили в доисторическом Харькове с крепостными стенами и одноэтажными домиками. Город меняется не по законам, придуманным людьми, а по законам Природы.

Менялся ли наш город, его облик, его исторический центр? Конечно! А самые большие изменения произошли во время Великой Отечественной войны, когда практически весь центр был разрушен. Но развалины убрали, и никто не собирался восстанавливать то, что лежало в руинах и сгорело. Напротив, освободили площади, сделали широкими проезды. Это объективный процесс, не нужно его бояться. Я считаю, что новостройки в центре должны быть. Но в них должна присутствовать сдержанность. При этом совершенно недопустима застройка массивов зеленых насаждений, скверов, парков.

— Будет ли центр уплотняться или новые постройки будут выноситься на окраину города?

— К вопросам уплотнения центра я отношусь отрицательно. Городской центр — это историческое, культурное и архитектурное наследие. По-моему, новые небоскребы, офисы, банки необходимо строить на окраине Харькова. Или выделять для этого специальные зоны. Можно создать новый Харьков, как созданы новый Токио, новый Париж.

А что касается выноса за черту города, то я бы вынес те предприятия, которые не должны существовать в центре Харькова.

Беседа с учащимися.

— Какую форму имеет интервью?

— Какова цель беседы?

— Дайте характеристику вопросов.

— Соответствуют ли ответы поставленным вопросам? Докажите на примерах.

— Как характеризуют интервьюируемого ответы на вопросы?

— Поддерживаете ли вы мнение Ю. Шкодовского по всем вопросам или с чем-то не согласны?

— Какие бы вопросы вы хотели задать архитектору?

— Учитывая, что интервью дано не полностью, вы не знаете, как оно закончилось. Как бы вы закончили интервью?

— Было ли полезно вам ознакомиться с данным интервью?

Слово учителя.

Интервью бывает несколько видов.

1) Интервью мнений. Самая распространенная форма интервью. Собеседник в нем может быть как политик или ученый, так и никому не известный прохожий. Цель такого интервью — узнать мнение по конкретному вопросу, т. е. чтобы интервьюируемый получил возможность высказать свою точку зрения.

2) Интервью с очевидцем — разговор с человеком, который стал свидетелем какого-то происшествия, несчастного случая или преступления.

3) Интервью «пресс-конференция». Обычно это высказывание чиновников на определенную тему, где интервьюер может получить комментарий по какому-то событию. Особенность данного интервью: задать свой вопрос как можно скорее, пока его не задали другие журналисты.

Вам предстоит оформить интервью мнений. Вы можете взять интервью у своих друзей, членов своей семьи, соседей и т. д. Тема интервью — историческая память, сохранение ее, сохранение облика города.

Рекомендуемые вопросы:

— Что значит для вас слово память?

— Согласны ли вы с мнением, что у каждого времени свои памятники и, чтобы идти вперед, нужно создавать новое, не оглядываясь на старое?

— Стоит ли восстанавливать обветшалые архитектурные строения, если дешевле построить аналогичные?

— Что вас больше всего огорчает, когда вы видите памятники в запущенном состоянии?

— У русского народа сложилась пословица «Не будь грамотен, будь памятен». Неужели память важнее грамоты, образования? Актуальна ли эта пословица для вас?

Ознакомление с ученической работой.

(Образец ученической работы см. в Приложении к уроку № 45.)

 

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Повторить теоретический материал.

2. Взять интервью на заданную тему и оформить его.

 

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Задание учащимся.

Закончите предложение: «Этот урок открыл для меня...»

 

ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ № 45

 

Интервью бабушки своей внучке, ученице 8 класса.

Бабушка, Елена Петровна,— пенсионерка, в прошлом — бухгалтер.

— Бабуля, что для тебя значит слово память?

— Ты знаешь, Леночка, я сейчас в таком возрасте, что больше живу воспоминаниями. Открываю семейный альбом, рассматриваю фотографии семьи, своих родителей, детей, тебя маленькой — помню. Прихожу на кладбище к родителям, бабушкам, дедушкам — помню. Иду по улицам города — помню. Здесь (на Сумской) была филармония — помню. Здесь, у Вечного огня, меня принимали в пионеры — помню. Я даже помню платье, в котором я была, когда мама меня записывала в школу. Кто-то из великих сказал, что воспоминание — род встречи. Вот я встречаюсь со своим прошлым, со всеми родственниками, которых уже нет, с самой собой — молодой.

— Согласна ли ты с мнением, что у каждого времени свои памятники и, чтобы идти вперед, нужно создавать новое, не оглядываясь на старое?

— Конечно, у каждого времени памятники свои. Но ведь каждый памятник — это опыт поколения, это судьба поколения. Памятники — это напоминание об ошибках и достижениях. Если Госпром — краса и гордость другой эпохи, его что же нужно разрушить и построить нечто новое, а не реставрировать? Я где-то прочла, что прошлое, хранящееся в памяти, есть часть настоящего. А если мы изымем прошлое, то разрушим и настоящее.

— Стоит ли, на твой взгляд, восстанавливать обветшалые архитектурные строения или лучше построить новые?

— Конечно, я за восстановление. Понимаешь, существует особая энергетика — энергетика вещей. Ведь храним же мы вещи дорогих сердцу людей, любим подержать их в руках. Когда я прохожу по городу, даже просто мимо обычных домов, я думаю о том, что эти стены видели людей, которых уже нет, они свидетели давно прошедших событий. Если бы дома могли говорить! Я недавно гуляла в старой части Харькова и обратила внимание, как ремонтируются дома. Конечно, люди хотят жить лучше. Но вместе со стеклопакетами, обшитыми балконами уходит и уникальность домов, они будто покрываются скорлупой современности, а ведь там, глубоко, таится память о прошлом... Если бы дома могли говорить!

— Что тебя больше всего огорчает, когда ты видишь памятники в запущенном состоянии?

— Я думаю о том, что нет войны, бомбежки, землетрясения, время мирное, а памятники выглядят порой, как после разрухи. Памятники ведь не могут позаботиться о себе, а время летит: они потихоньку разрушаются каждый день. А вместе с ними разрушается связь поколений. Это меня огорчает.

— Значит, память для тебя очень важна. А как ты относишься к пословице «Не будь грамотен, а будь памятен»? Память, получается, важнее?

— Бесспорно, грамоту, образование никто не отменял. Но... Как жили наши предки? Моя бабушка была неграмотной. Но она знала, чтила, помнила (!) все традиции, она пекла удивительные пироги, держа рецепт в памяти, поэтому-то этот опыт ей передала ее мать. Ведь память — это запоминание и воспроизведение прошлого опыта. А опыт (знания) могут передаваться и в устной форме. Так что я бы перефразировала: «Будь памятен, и будешь грамотен».

— Бабуль, спасибо тебе огромное! И давай иногда будем вместе смотреть старые фотографии и гулять по старому Харькову.

— Я рада, что ты взрослеешь.





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити