РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 8 КЛАСС

УРОК № 49. Вариант 2

Тема. Предложения с обращениями, вводными словами и словосочетаниями

 

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по изученной теме; развивать у них орфографическую и пунктуационную зоркость; воспитывать у детей интерес к русскому языку.

Ожидаемые результаты: учащиеся распознают в предложениях обращения и вводные слова, вставные конструкции, осмысливают их роль в речи; правильно интонируют данные конструкции и верно ставят знаки препинания при них.

Оборудование: дидактический материал.

Тип урока: урок-зачет.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

-  Задание учащимся.

Сравните предложения. Какова роль выделенных слов?

Лена! Как оказалось, ты музыкант.

Лена оказалась тонко чувствующей натурой.

 

II. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

-  Групповая работа.

(Учащиеся работают по группам 5-6 человек. В каждой группе консультант контролирует выполнение заданий и подводит итоги.)

1. Продолжите предложение.

Группа I

Обращение выражается...

Группа II

Вводные слова используются для...

Группа III

Вводные слова и словосочетания выделяются...

Группа IV

Обращение может содержать не только наименование адресата, но и...

Группа V

Обращение может выделяться...

 

2. Спишите предложение. В скобках укажите стиль речи. Расставьте недостающие знаки препинания. Отметьте вводные слова. Для чего они употреблены?

Группа I

Книжные слова характеризуются с одной стороны связью с книжными стилями речи, а с другой с большей или меньшей их неуместностью в разговорно-бытовом стиле речи.

Группа II

Для правильного употребления слов очень важно различать (во)первых стилистическую окраску слова его принадлежность к определе..ому стилю речи и (во)вторых эмоционально-экспрессивную окраску, связа..ую с отношением говорящего к высказыванию.

Группа III

Следовательно чтобы не нарушать стилистических норм, необходимо выбрать наиболее уместное средство для выражения да..ого содержания.

Группа IV

Наше ветхое суденышко накл..нилось зачерпнуло и торжестве.. о пошло ко дну к счастью не на глубоком месте. (И. Тургенев)

Группа V

Жалко(то) жалко. Мальчишка(то) он (не)плохой. Но я к стыду своему (не)знаю, как ему помочь.

 

3. Введите в предложение вставную конструкцию. Запишите, расставьте знаки препинания.

Группа I

Я хорошо помню свою первую поездку в Крым.

Группа II

Однажды вечером я остался дома один.

Группа III

Зима оказалась теплой и дождливой.

Группа IV

Занятия спортом во многом формируют характер человека.

Группа V

Мой друг всегда готов прийти мне на помощь.

 

4. Переделайте данное предложение так, чтобы выделенное слово стало вводным.

Группа I

Перенести занятие вполне возможно.

Группа II

Он может быть принят в секцию баскетбола.

Группа III

Удостоверение действительно в течение года.

Группа IV

Без сомнения и колебания он приступил к проведению опыта.

Группа V

Мне стыдно признаться в содеянном.

 

5. Замените вводные слова синонимичными словами или словосочетаниями (предложениями).

Группа I

Я, к сожалению, забыла поздравить подругу с праздником.

Группа II

Кажется, эту передачу я уже смотрел.

Группа III

Конечно, мы справимся и с этой сложной задачей.

Группа IV

Вы, очевидно, ошиблись номером.

Группа V

Как назло, погода никак не наладится.

 

6. Перестройте предложение так, чтобы подлежащее стало обращением. Распространите подлежащее. Запишите предложение, расставив знаки препинания.

Группа I

Ложится снег на землю белым покрывалом.

Группа II

Подснежник — вестник весны.

Группа III

Лена начала заниматься фигурным катанием.

Группа IV

Осень разукрашивает зеленую траву желтым, красным, коричневым узором.

Группа V

Друзья расстаются на долгих полгода.

 

7. Сделайте синтаксический разбор предложения.

Группа I

Друзья мои, прекрасен наш союз. (А. Пушкин)

Группа II

Ты, мой друг, наверное, чем-то расстроен.

Группа III

Я, к сожалению, должен идти.

Группа IV

Пригодись, моя сила, для слабых людей. (М. Светлов)

Группа V

Итак, друзья, я покидаю вас.

 

8. Исправьте речевые недочеты.

Группа I

Мама мне сказала, чтобы я, значит, сначала сделал уроки, а потом садился за компьютер.

Группа II

На мое большое удивление, попугай оказался говорящим.

Группа III

Итак, значит, мы выбрали правильное решение.

Группа IV

Занятия физкультурой, по-моему, приносят, конечно, только пользу.

Группа V

Итак, мы, следовательно на правильном пути.

-  Творческая работа.

Напишите письмо ребятам своей группы, используя обращения и вводные слова, в котором расскажите, с каким настроением вы обычно идете в школу и почему.

 

ІІІ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Повторить теоретический материал, подготовиться к контрольной работе.

2. выполнить упражнения: [1] — 191 (письменно); [2] — 387 (письменно).

 

IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

(Этот этап урока проводят консультанты каждой группы, отмечая учеников, которым предстоит пересдать ту или иную тему.)






Help with assignments by Writix

Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити