РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 8 КЛАСС

УРОК № 55

Тема. Обособленные приложения

 

Цель: дать школьникам понятие об обособлении приложений; развивать у них навыки правильной постановки знаков препинания; воспитывать у детей интерес к родному краю.

Ожидаемые результаты: учащиеся распознают обособленные приложения и осмысливают их роль в речи; составляют предложения с обособленными приложениями; правильно интонируют данные конструкции и верно ставят знаки препинания при них.

Оборудование: учебник, дидактический материал.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Проверка домашнего задания.

 

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

Задание учащимся.

Найдите в предложениях приложения. Чем отличается их написание?

Мне часто снятся те ребята — друзья моих военных дней. (М. Матусовский) Город Одесса расположен на берегу Черного моря. Я люблю шоколад «Вдохновение». Облепиху в народе называют чудо-ягодой. В. И. Даль, автор «Толкового словаря» живого великорусского языка, был по образованию врачом.

 

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Слово учителя.

После определяемого слова обособляются:

1) распространенное приложение при имени существительном: И ворон, птица умная, присел, сидит на дереве у самого костра. (Н. Некрасов);

2) приложения, прикрепляемые словами как, по имени, по прозвищу, по кличке, то есть, а именно и др.: При сторожке находилась громадная черная собака неизвестной породы, по имени Арапка. (А. Чехов)

Работа с учебником.

Чтение теоретического материала.

[1] — с. 201-202.

[2] — с. 176.

Ознакомление с материалом для наблюдения.

Сопоставьте предложения, объясните расстановку знаков препинания. Поставьте распространенные определения и приложения перед определяемым словом. Изменится ли при этом пунктуация?

Отец, человек с высшим образованием, всю жизнь продолжал учиться. Отец, получивший высшее образование, всю жизнь продолжал учиться. Новый кинотеатр, красивое вместительное здание, построен на нашей улице. Новый кинотеатр, красивый, вместительный, построен на нашей улице.

Тренировочные упражнения.

1. Расставьте знаки препинания. Подчеркните обособленные приложения.

Мы мальчишки собирались иногда отрядами и шли в яр. (К. Паустовский) Страстный болельщик отец разбирался во всех тонкостях футбола. Наташа худенькая и грациозная девочка держалась просто и естественно. К чаю единственному нашему блюду в это утро полагалась горсть сухарей на троих. (Г. Федосеев) Онегин добрый мой приятель родился на брегах Невы. (А. Пушкин)

2. Распространите одиночные приложения и запишите предложения, расставив знаки препинания.

Образец: Мальчик-ученик не спеша возвращается из школы. — Мальчик, ученик пятого класса, не спеша возвращался из школы.

Летчик-испытатель пор..жал всех своим (не)пр..взойде..ым иску..твом. Юноша-лыжник шел по еще (не)уката..ой лыжне. Незнакомец пр..близился к дедушке-сторожу. (Не)понятную мной т..орему объяснил друг-отличник.

3. Из предложений с составным именным сказуемым при нулевой связке образуйте предложения с распространенным приложением. Подчеркните грамматические основы, обособленные приложения и определения.

Решетка Летнего сада в Петербурге — одно из лучших украшений набережной Невы, созданных по проекту архитекторов П. Егорова и Ю. Фельтена. Норка — ценный пушной зверек, разводимый в питомниках. Сергей — опытный автомобилист, отлично разбирающийся в марках машин. Семен — лучший ученик класса, охотно помогающий ребятам, но не дающий списывать.

Работа с учебником.

Выполнение упражнений.

[1] — 208 (письменно).

[2] — 427 (письменно).

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Тренировочные упражнения.

1. Составьте предложения с приложениями по данным схемам.

image14

2. Из двух предложений составьте одно с обособленным приложением, поставив его до или после определяемого слова. Каменец-Подольский — один из древних городов Украины.

С 1199 г. он входил в состав Галицко-Волынского княжества.

Херсонес Таврический — один из крупнейших археологических заповедников страны. Он знакомит посетителей с историей города, основанного древними греками в V в. до н. э.

Алупкинский дворец-музей — интереснейший памятник архитектуры. Он создан по проекту архитектора Эдуарда Блора.

Софийский собор — жемчужина мирового архитектурного наследия. Он был построен по приказу Ярослава Мудрого в начале XI в.

Трускавец — бальнеологический* курорт. Он стоит на термальных водах**.

 

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Выполнить упражнения: [1] — 210 (письменно); [2] — 435 (письменно).

 

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Задание учащимся.

— Составьте несколько предложений о памятниках истории и культуры Харькова, используя приложение.

_________________________________________________________

* Бальнеологический — специализирующийся на проведении водных процедур и лечебном применении минеральных вод.

** Термальная вода — это теплая минеральная вода из подземных источников.





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити