РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 8 КЛАСС

УРОК № 5

Тема. Синтаксис. Словосочетание. Главное и зависимое слова в словосочетании

 

Цель: углубить знания учащихся о словосочетании, дать им понятие о типах словосочетания по способу выражения главного слова; развивать у детей умение использовать в речи синонимические словосочетания; воспитывать у них любовь к русскому языку.

Ожидаемые результаты: учащиеся распознают минимальную единицу синтаксиса — словосочетание; характеризуют структуру словосочетаний, составляют синонимические словосочетания.

Оборудование: учебник, схема.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I.  АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Проверка домашнего задания.

Беседа с учащимися.

— Что такое словосочетание? Приведите примеры.

— Чем отличается словосочетание от слова?

— Как связаны слова в словосочетании?

 

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

Задание учащимся.

определите, в какой из двух колонок помещены словосочетания. ответ аргументируйте.

Льет дождь                      Проливной дождь

яблоки и груши                собирать яблоки

водить за нос                   водить за руку

 

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Ознакомление с таблицей.

 

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

 

Роль в языке

Называет предмет, признак, действие более точно, конкретно

Строение

главное слово  зависимое слово

Виды словосочетаний по способу выражения главного слова

именные

(главное слово — существительное, прилагательное, местоимение, числительное)

глагольные

(главное слово — глагол, причастие, деепричастие)

наречные

(главное слово — наречие)

 

 

Работа в парах.

Расскажите друг другу о словосочетании, отвечая на вопросы.

— Что называют словосочетанием?

— Каково строение словосочетания?

— Чем выражается главное слово в именных, глагольных, наречных словосочетаниях?

— Чем словосочетание отличается от предложений?

Работа с учебником.

Чтение теоретического материала.

[1] — с. 19.

[2] — упр. 10 (устно), 28 (устно).

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Тренировочные упражнения.

1. Образуйте словосочетания и запишите их. Расскажите об их строении, определите вид словосочетания по способу выражения главного слова.

Оплатить (расходы), уплатить (проезд), крепк.. (кофе), отчет (работа), рецензия (статья), удосто..н (награда), досто..н (уважение), поделиться (опыт), благодарен (друг).

2. Составьте по два словосочетания каждого вида:

— сущ. + сущ. в Р. п. с предлогом из;

— глагол + сущ. в В. п.;

— глагол + наречие;

— прилаг. + сущ.

3. Трансформация словосочетаний.

а) Замените словосочетания «сущ. + сущ.» синонимичными сочетаниями «прилаг. + сущ.». Обозначьте главное и зависимое слова.

Образец: берег реки — речной берег.

Волны моря, время обеда, капли дождя, луч солнца, окраина города, свет луны, счастье семьи, ущелья гор.

б) Замените словосочетания «прилаг. + сущ.» синонимичными сочетаниями «сущ. + сущ.».

Образец: шерстяное платье — платье из шерсти.

Безоблачное небо, волчья стая, городские жители, морской берег, шелковое платье, сливочное масло, овечье стадо, дружеская поддержка, коровье молоко.

Слово учителя.

Образование синонимичных словосочетаний возможно не всегда. Например, невозможна такая замена в словосочетаниях план сочинения или запах духов.

В других случаях при замене изменится смысл. Так, центр города и городской центр не одно и то же. Сравните: предложение Создан новый центр города обозначает, что в существующем уже городе появилась новая центральная часть; предложение Создан новый городской центр информирует, что в сельской местности возник новый город.

Тренировочное упражнение.

Из предложения выпишите все возможные словосочетания и охарактеризуйте их.

Я увидел какую-то девочку, выскочившую из дома на крыльцо. (А. Первенцев)

 

V. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Работа с учебником.

1. Озаглавьте текст. определите его тему, главную мысль.

[1] — упр. 20 (письменно).

[2] — упр. 20 (письменно).

2. [1] — Составьте информационный диалог, расспросив друг друга о родителях, семейных традициях.

    [2] — Запишите правила эффективного слушания, сформулировав их на основе прочитанного текста.

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Выполнить упражнения: [1] — 22 (письменно); [2] — 29 (письменно).

 

VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Беседа с учащимися.

— Всякое ли сочетание слов является словосочетанием?

— Какие виды словосочетаний по способу выражения главного слова вы знаете?

— Всегда ли можно образовать синонимичное словосочетание?





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити