РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 8 КЛАСС

УРОК № 61

Тема. Обособленные обстоятельства, знаки препинания при них


Цель: дать школьникам понятие об обособленных обстоятельствах; изучить с ними правило обособления обстоятельств; развивать у учащихся пунктуационные навыки; воспитывать у них уважение к своей стране.

Ожидаемые результаты: учащиеся распознают обособленные обстоятельства и осмысливают их роль в речи; составляют предложения с обособленными обстоятельствами; правильно интонируют данные конструкции и верно ставят знаки препинания при них.

Оборудование: учебник, дидактический материал.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Проверка домашнего задания.

Беседа с учащимися.

— Что обозначают обстоятельства?

— На какие вопросы они отвечают?

— Какими частями речи могут быть выражены обстоятельства?

— Что называется деепричастием?

— Что такое деепричастный оборот?

— Что вы знаете о постановке знаков препинания при одиночных деепричастиях и деепричастном обороте?


II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

Задание учащимся.

Сравните предложения в двух колонках. Можете ли вы объяснить отсутствие знаков препинания во второй колонке?

Особенно не торопясь, он шел по направлению к дому.

Он не погасил свет, уходя.

Даша вязала, спуская петли.

Он шел не торопясь

Вошел он молча.

Нельзя работать спустя рукава.


III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Работа с учебником.

Чтение теоретического материала.

[1] — с. 211-212, с. 227.

[2] — с. 191-194.

Слово учителя.

Нельзя не обратить внимание на интонацию предложений с обособленными членами. Пауза в таких предложениях является тем знаком, который сигнализирует о возможности постановки запятой:

Однако в тех случаях, когда деепричастию или деепричастному обороту предшествует союз и, пауза находится не на месте постановки запятой: Планер круто взлетел вверх || и, описав большой круг, | стал плавно спускаться.

Поэтому при решении пунктуационных задач нельзя опираться только на интонацию, важно проанализировать, что соединяет союз и: однородные члены предложения (сказуемые), как в примере выше, или два деепричастных оборота:

Тренировочные упражнения.

1. Спишите, расставляя знаки препинания. Что соединяет союз и? Поезд подошел к станции остановился и готовясь тронуться

Дальше тяжело отдувался. (К. Паустовский) ...Сам себе подавая одежду, спускаюсь в киоск за вечерней газетой. (И. Бродский) Жить в эпоху свершений, имея возвышенный нрав, к сожалению, трудно. (И. Бродский) Сергей вошел потирая руки и кивнув мне уселся рядом. Опустив голову и закрыв лицо руками она медленно выходила на крыльцо. (Л. Толстой) В полночь хлопнула кухонная дверь и громко топая и громко разговаривая вошли Лиза и Марфуша. (А. Н. Толстой)

2. Выпишите из предложений обособленные обстоятельства вместе с определяемыми словами. Чем выражены обособленные обстоятельства? Расставьте знаки препинания.

Вспыхнули фары озарив сонную улицу и погасли. Я проснулся услышав шум за стеной и вышел из дому. Вопреки нашим опасениям бабушка охотно отпустила нас в дальний лес за грибами. В случае нападения запирайте ворота да выводите солдат. (А. Пушкин) Старик что-то сказал улыбнувшись. Татьяна любит не шутя. (А. Пушкин) Уж за рекой дымясь пылает огонь рабочий. (А. Пушкин) В тот же день несмотря на хорошую погоду нам удалось пройти немного. (В. Арсеньев)

3. Составьте предложения со следующими словосочетаниями и запишите их. Объясните расстановку знаков препинания.

Строя коттедж, закончив статью, положа руку на сердце, не покладая рук, готовясь к контрольной работе, глядя в глаза.

4. Спишите, заменяя причастия деепричастиями и расставляя знаки препинания.

Мес..ц бл..дневший на зап..де готов уже был скрыт..ся. Изредк.. наб..гал пр..хладный вет..р пр..поднимавший гриву л..шадям. Туманы как будто пугающиеся пр..бл..жения дня сползали в пропасть. Ветви замыкавшие п..ляну к..чались под дуновением в..терка. Появившийся из-за легких обл..ков первый снег медле..о падал на землю.


IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Работа с учебником.

Выполнение упражнений.

[1] — 215 (письменно).

[2] — 461 (письменно).

Диктант.

Вопреки расхожему мнению, в некоторых отраслях интеллектуальной и творческой деятельности Украина идет в ногу с ХХІ веком.

Знаете ли вы, что «Титаник», «Код да Винчи», «Войну миров» и другие голливудские блокбастеры снимали, используя украинское оборудование? Компания «Фильмотехник», производящая операторские краны, установки для съемки с машин и вертолетов, подъемники и много другое, была отмечена должным образом, получив в 2006 году два технических «Оскара».

Есть у нас открытия и в области кардиохирургии. Теперь младенцам с врожденным пороком сердца делают операции, используя их собственную пуповинную кровь, а не донорскую, как раньше, в первые часы после рождения. Это заметно повышает шансы на успех, ускоряя восстановление маленького пациента. Идею украинских врачей, помимо американцев, оценили японцы и австралийцы.

(Из календаря)


V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Выполнить упражнения: [1] — 216 (письменно); [2] — 460 (письменно).


VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Вопрос учащимся.

— Когда при деепричастном обороте не ставится запятая?





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити