РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 8 КЛАСС

УРОК № 64

Тема. Уточняющие обстоятельства

 

Цель: дать школьникам понятие об уточняющих членах предложения; развивать у них навык постановки знаков препинания при уточняющих членах предложения; воспитывать у детей любовь к русскому языку.

Ожидаемые результаты: учащиеся распознают уточняющие члены предложения и осмысливают их роль в речи; составляют предложения с уточняющими обстоятельствами; правильно интонируют данные конструкции и верно ставят знаки препинания при них.

Оборудование: учебник, дидактический материал.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Проверка домашнего задания.

Творческая работа.

Перестройте сложноподчиненные предложения так, чтобы они стали простыми, осложненными обособленными обстоятельствами, выраженными существительными с предлогами. Предложения запишите, расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматические основы.

Хотя жара была сильная, рыба еще клевала. Дорогу решено было вести через горы, несмотря на то что рельеф был сложный. В домах горели лампы, хотя был ранний час. Деревья еще не опушились молодой листвой, несмотря на то что была ранняя весна. Как ни сильны заморозки, весна вступает в свои права.

 

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

Задание учащимся.

Сравните два предложения. Почему в одном из них обстоятельство обособляется, а в другом нет?

На той стороне, за рекой, запевал соловей. (В. Короленко)

На той стороне реки весной запевал соловей.

 

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Работа с учебником.

Чтение теоретического материала.

[1] — с. 222.

[2] — с. 207-208.

Слово учителя.

Уточняющими называются такие члены предложения, которые, поясняя другой одноименный член предложения, сужают или расширяют объем понятия. Например: Вверху, за кучевыми облаками, светило солнце. (М. Шолохов) В Гороховой улице... лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов. (И. Гончаров)

Уточняющими могут быть все члены предложения, но чаще всего обстоятельства места, времени и образа действия.

Уточняющее обстоятельство всегда стоит после уточняемого слова, причем уточняющее обстоятельство выделяется в произношении интонацией, а на письме — запятыми.

Работа со схемой.

 

image15

 

Тренировочные упражнения.

1. Перепишите предложения, подчеркните уточняемые и уточняющие слова. На какие вопросы они отвечают? Сделайте вывод о том, как могут присоединяться уточняющие члены предложения к уточняемым.

Внизу, под глинистым обрывом, поблескивало Азовское море. (К. Паустовский) Грузовик подобрал нас через три часа, то есть к вечеру. (В. Солоухин) В обед, в самую жару, все на час затихает. (И. Соколов-Микитов) Многие газы, например водород, легче воздуха (уточняющее приложение). Весь этот день Анна провела дома, то есть у Облонских. (Л. Толстой) Посреди залы стоял овальный обеденный стол, обтянутый желтой, под мрамор, клеенкой. (А. Куприн)

2. Прочитайте предложения и объясните, почему выделенные слова не могут быть уточняющими обстоятельствами по отношению к стоящим перед ним словам. Замените выделенные слова уточняющим обстоятельством и запишите предложения. объясните расстановку знаков препинания.

Утром в трех километрах от города приземлился вертолет. По улице часов в одиннадцать вечера шла вышедшая из театра публика. В нашем городе в прошлом году ученые сделали важное открытие. В журнале года три назад я впервые прочел этот рассказ. Недавно на станции метро я встретился с товарищем.

3. Подберите подходящее по смыслу уточняемое обстоятельство и запишите предложения, расставив знаки препинания.

Поезд остановился ... невдалеке от станции. ... на рассвете подул сильный ветер, но скоро стих. ... у костра собрались туристы. ... до ухода на работу Петр Петрович выгуливал собаку. Приехал мой брат ... в пять часов вечера.

4. Вставьте вместо многоточий обстоятельства: уточняющее однородное по отношению к предшествующему; обстоятельство другого вида. Запишите предложения, объясните постановку знаков препинания.

Образец: Над лугом ... поднялся туман. — 1) Над лугом, в низине, поднялся туман. 2) Над лугом, над полями поднялся туман. 3) Над лугом к вечеру поднялся туман.

На нашем берегу ... горело несколько ярко-красных огней. По субботам ... проходят занятия кружка «Умелые руки».

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Тренировочные упражнения.

1. Составьте предложения с уточняющими обстоятельствами времени, образа действия и места.

2. Изложите содержание текста письменно.

Самый большой праздник в день рождения Александра Сергеевича Пушкина бывает на Псковщине, в Пушкинских Горах и Михайловском. Сюда, на берега голубой Сороти, приезжают тысячи людей. Центр праздника — огромная поляна в Михайловском, рядом с домом-музеем поэта. На поклон к Пушкину приходят почитатели его таланта. (По А. Никерову)

Работа с учебником.

Выполнение упражнений.

[1] — 226 (письменно).

[2] — 492 (письменно).

 

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Выполнить упражнения: [1] — 225 (письменно); [2] — 493 (письменно).

 

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Беседа с учащимися.

— С какой целью используются уточняющие члены предложения?

— На какие вопросы они отвечают?

— Как отличить однородные члены предложения от уточняющих?





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити