РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 8 КЛАСС

УРОК № 66. Вариант 1

Тема. Повторение и обобщение изученного по теме «Предложения с обособленными членами». Речевая деятельность. Развернутый ответ на уроке

 

Цель: обобщить знания учащихся об обособленных членах предложения; совершенствовать у них умения, необходимые для построения устного высказывания; развивать речь школьников; воспитывать у них любовь к природе.

Ожидаемые результаты: учащиеся распознают присоединительные и уточняющие члены предложения и знают об их роли в речи; строят устное высказывание, используя материал, изученный на уроках языка; правильно ставят знаки препинания в предложениях с уточняющими и другими обособленными членами предложения.

Оборудование: учебник, дидактический материал, карточки.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний, умений и навыков.

Ход урока

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Проверка домашнего задания.

Беседа с учащимися.

— Какую роль играют обособленные члены предложения?

— Чем они могут быть выражены?

— Какие условия необходимы для того, чтобы обособить определение и приложение, стоящие перед определяемым словом?

— При каких условиях обособляются обстоятельства, выраженные существительным с предлогом?

— Назовите предлоги, с которыми обычно употребляются обособленные дополнения.

— Как узнать, соединяет союз или однородные члены или присоединяет уточняющее приложение?

— При каком условии обособляются приложения с союзом как?

 

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

Вопрос учащимся.

— Для чего в конце темы проводятся уроки повторения и обобщения изученного?

 

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Творческая работа.

Поставьте деепричастный оборот, относящийся ко второму сказуемому, после союза и запишите предложения. Подчеркните обособленные члены.

Брат девушки, восьмилетний мальчик, стоял, прислонившись к дереву, и косился на небо, склонив голову набок. Собрав последние остатки сил, мы потащились к станции, но сели отдыхать, не дойдя до нее каких-нибудь двухсот-трехсот шагов. Вдали мельница стучит, полузакрытая вербами, и голуби быстро кружатся над ней, пестрея в светлом воздухе.

Работа по карточкам.

КАРТОЧКА 1

1 Замените, где это возможно, выделенное предложение деепричастным оборотом. Запишите полученные предложения.

Я неистово торопил время в детстве, так как ожидал день покупки велосипеда, обещанного отцом ко дню моего рождения. Когда мы подъехали к пристани, паром уже отходил. Шофер поднажал на газ, потому что рассчитывал к ночи добраться до жилья. Пара сытых лошадей, хотя в струну натягивая постромки, еле тащила тяжелую бричку.

 

КАРТОЧКА 2

Составьте предложения с данными деепричастными и причастными оборотами.

Оплатив проезд, не пренебрегая советами, освещенный лучами восходящего солнца, еще не высохшая после дождя.

Работа по вариантам.

Из двух простых предложений составьте одно: а) с обособленным определением; б) с обособленным обстоятельством. Оба предложения разберите синтаксически.

Вариант I

В наступившей тишине невнятно громыхнул гром. Гром как бы предупреждал об опасности.

Вариант II

Ветер сильно раздувал огонь. Ветер вздымал тысячи искр кверху.

Задание учащимся.

Спишите, ставя знаки препинания. Подчеркните приложения.

Первая линия метро или метрополитена была открыта в Москве 1935 году. Многие мальчики нашего класса например Теплов, Смирнов и Никитин увл..каются шахматами. Все ребята особе..о любители лыжного спорта рад..вались наступлению зимы. Самые ра..ие цветы даже подснежн..ки еще не ра..пустились.

Работа с учебником.

Выполнение упражнений.

[1] — 242 (письменно).

[2] — 487 (письменно).

Диктант.

ВЕСЕННИЙ ЛЕС

На втором сезоне то есть на третьем году от рождения Бима Иван Иванович познакомил его с лесом. Это было очень интересно. Вот они остановились на широкой поляне. Иван Иваныч стал за куст орешника и смотрел вверх. Вверху было светло, а здесь внизу становилось все темнее и темнее. Кто-то прошуршал по лесу и притих. Солнце пронизывало в лесу все насквозь кроме сосняка да и тот кое-где изрезан золотом лучей. И было тихо. До чего же хороша весенняя утренняя тишина в лесу.

(По Г. Троепольскому)

 

V. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Слово учителя.

Один из верных способов, помогающих ничего не упустить, обо всем сказать полно, последовательно и четко,— отвечать по заранее составленному плану. Сегодня на уроке мы работаем над развернутым ответом по теме «Обособленные члены предложения». Наше высказывание будет представлять собой рассуждение в научном стиле. Вспомните, что основные элементы рассуждения — тезис, доказательства, вывод. Работать вы будете по группам. I группа расскажет об обособленных определениях; II — об обособленных приложениях; III группа — об обособленных обстоятельствах; IV — об обособленных дополнениях.

Работа над составлением развернутого ответа (в группах).

1. Составьте план развернутого ответа.

Образец плана ответа (на примере I группы):

ОБОСОБЛЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1. Обособленные определения и цель их обособления.

2. Условия обособления определений:

а)    постпозиция по отношению к главному (определяемому) слову;

б)    любая позиция по отношению к главному слову, выраженному личным местоимением;

в)    наличие добавочного обстоятельственного значения;

г)    дистантное расположение по отношению к определяемому слову.

3. Роль обособленных определений в предложении.

2. Работа в парах.

Учащиеся готовят устные развернутые ответы на данную группе тему и излагают материал по плану (по 1 ученику-спикеру от каждой группы).

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Повторить теоретический материал.

2. Выполнить упражнения: [1] — тестовые задания, с. 241-242; [2] — 508 (письменно).

 

VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Вопрос учащимся.

— Какие обособления, уточняющие члены предложения встретились в диктанте? Чем они выражены?





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити