РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 8 КЛАСС

УРОК № 66. Вариант 2

Тема. Предложения с обособленными членами

 

Цель: проверить знания учащихся по изученной теме; развивать у них внимание, мышление; воспитывать у детей любовь к русскому языку.

Ожидаемые результаты: учащиеся распознают обособленные и уточняющие члены предложения и осмысливают их роль в речи; правильно ставят знаки препинания в предложениях с данными конструкциями; устраняют речевые недочеты; строят предложения с обособленными членами.

Оборудование: дидактический материал, песочные часы на 1 минуту.

Тип урока: брейн-ринг.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

(Учитель разъясняет школьникам правила игры и принципы ее оценивания.)

Правила игры.

— За столами располагаются игроки (5-6 человек) — 5 групп.

— У каждой группы карточки определенного цвета.

— Когда ведущий объявляет или раздает вопросы, игроки стараются как можно быстрее поднять карточку и ответить на вопрос (правильный ответ     - +1 балл, неправильный - -1 балл).

— Игра идет до 4 баллов, потом проигравшая группа выбывает, а выигрывающие продолжают играть.

— Побеждает тот, кто набрал больше всего баллов.

— Обдумывание — 1 минута.

 

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

Вопросы для игры.

— Какие члены предложения могут быть обособленными?

— Чем выражаются обособленные определения?

— Какие определения обособляются всегда?

— В каком случае обстоятельства не обособляются?

— Какие члены предложения называются обособленными?

— Как в предложении выделяется обособленное приложение?

— Какое значение имеют уточняющие члены предложения?

— Существительные с предлогами благодаря, согласно, вопреки выступают в роли обособленных дополнений или обстоятельств?

Задания для игры.

1. Используя данные слова составьте предложения с обособленным и необособленным определением.

Ветер, тучи, на, север, гнать, уходить.

2. Перестройте предложение так, чтобы необособленное определение стало обособленным.

Землю греет ласковое и приветливое весеннее солнце.

3. Перестройте предложение так, чтобы определение стало перед определяемым словом. Будет ли оно обособляться?

Сестра, встревоженная неожиданным известием, решила остаться дома.

4. Перестройте сложное предложение так, чтобы придаточное предложение заменилось определением, стоящим перед определяемым словом. Будет ли обособляться определение?

Космический корабль, который вышел на орбиту, продолжал полет.

5. К какому стилю относится предложение? Назовите определение и определяемое слово. Обособлено ли определение. (Знаки не расставлены.)

На сетчатке глаза птиц воспринимающей световые раздражения сосредоточено большое число чувствительных клеток. (1 балл) Стволы старых дубов покрытых жесткой потрескавшейся корою возносились высоко в небо. (И. Соколов-Микитов) (1 балл)

6. Исправьте речевые недочеты.

Узкая дорога была покрыта проваливающимся снегом под ногами. (1 балл)

Мой спутник указал мне на высокую поднимающуюся гору прямо против нас. (1 балл)

7. Найдите место обособленного определения в предложении.

Ветер срывал с деревьев сухие листья (свирепствовавший всю ночь). (1 балл)

Жителям села была оказана своевременная помощь (пострадавшие от наводнения). (1 балл)

8. Исправьте ошибку в построении предложения.

Прошу вас ответить на волнующий вопрос не только меня, но и многих других.

9. Найдите ошибки и исправьте их.

Войдя в лес, солнце село. (1 балл)

На катке всегда весело и интересно, хотя, покатавшись, болят ноги. (1 балл)

Посмотрев этот фильм, мне стало весело. (1 балл)

10. Замените обособленное определение обособленным обстоятельством.

Снег, не тающий даже в самое жаркое лето, покрывает вершины гор. (1 балл)

Изумленный, он не сразу нашел подходящий ответ. (1 балл)

11. Замените обособленное определение обособленным приложением. Вечер открыл Андрей Петрович Смирнов, руководивший танцевальной студией.

12. Из двух предложений постройте простое предложение с обособленным приложением.

Вблизи вагона среди улыбающихся солдат стояла Зоя Елагина. Зоя Елагина — санинструктор.

13. Замените выделенные слова причастным оборотом.

Слова с несколькими лексическими значениями называются многозначными. (1 балл)

Вводными называются слова или сочетания слов — не члены предложения, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает. (1 балл)

14. Перестройте предложение с именным сказуемым в предложение с обособленным приложением.

Собака — превосходный пловец.

15. Перестройте сложные предложения в простые с обособленным обстоятельством.

Шофер свернул в сторону, так как услышал сигнал. (1 балл)

Путники отправились дальше, так как отдохнули в лесу. (1 балл)

16. Дополните предложения уточняющими обстоятельствами.

Внизу, ..., прозрачная вода и чистое-чистое дно. (подо мною) (1 балл)

Там, ... , тихо и спокойно, даже как-то лениво, прошла стайка небольших окуней. (в глубине) (Г. Троепольский) (1 балл)

17. Дополните предложения уточняемыми обстоятельствами.

..., возле крыльца, стояла пара лошадей, запряженных в сани... (во дворе) (М. Шолохов) (1 балл)

Летом охота на зверя возможна только..., на рассвете, и ..., до темноты. (утром, в сумерки) (В. Арсеньев) (1 балл)

18. Укажите предложение, в котором есть необособленное приложение с союзом как (знаки не расставлены).

Как артист он не пользовался большим успехом.

Мне как моряку понятны эти разговоры.

Было тихо и тепло как в хороший весенний день.

Расскажите как вы съездили в Москву.

19. Дополните предложение обособленным несогласованным определением.

Сегодня Варя, ... , впервые пришла без опоздания.

20. Введите в предложение обособленное уточняющее дополнение.

Все учащиеся класса, ... , сдали нормативы по физкультуре. (кроме... ) (1 балл)

Все лето, ... , стояла нестерпимая жара. (за исключением... ) (1 балл)

21. Укажите предложения, в которых обстоятельства должны быть обособлены (знаки не расставлены).

Туман редея ползет вверх.

На встречу Митя мчался сломя голову.

Юля еще долго сидела пригорюнившись.

Часы шипя двенадцать раз пробили.

22. Укажите правильный вариант расстановки знаков препинания в предложении.

А Сергей вошел, потирая руки и кивнув мне, уселся рядом.

Б Сергей вошел потирая руки и, кивнув мне, уселся рядом.

√В Сергей вошел, потирая руки, и, кивнув мне, уселся рядом.

Г Сергей вошел, потирая руки, и кивнув мне, уселся рядом.

 

III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Повторить теоретический материал, подготовиться к контрольной работе.

2. выполнить упражнения: [1] — тестовые задания, с. 241-242; [2] — 508 (письменно).

 

IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

(Награждение команды-победителя.)





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити