РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 8 КЛАСС

УРОК № 6

Тема. Структура и виды словосочетаний по типу подчинительной связи (согласование, управление, примыкание)

 

Цель: научить школьников определять типы подчинительной связи в словосочетании; развивать у них умение использовать в речи синонимические словосочетания; воспитывать доброту.

Ожидаемые результаты: учащиеся характеризуют тип синтаксической связи, составляют синонимичные словосочетания; правильно используют их в речи.

Оборудование: учебник, схема, дидактический материал.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

-  Проверка домашнего задания.

-  Работа по карточкам*.

КАРТОЧКА 1

Замените, где это возможно, сочетания «сущ. + прилаг.» сочетаниями «сущ. + сущ.».       

Военная служба, речная вода, парусная лодка, охотничьи рассказы, дворовая собака, кухонная посуда, читальный зал, часовая цепочка, народный праздник, приморские страны.

Для справок: не заменяются сочетания военная служба, дворовая собака, читальный зал.

 

КАРТОЧКА 2

Образуйте словосочетания, поставьте вопрос от главного слова к зависимому. Определите вид словосочетания по способу выражения главного слова.

Гарантировать (доставка продуктов), тормозить (работа), реагировать (замечание), привести (сознание), поделиться (впечатление), коснуться (вопрос).

-  Творческое задание.

Раскройте скобки, выберите стилистически верный вариант.

Больной жаловался то на боль в сердце, то на (боль в голове — головную боль). Анальгин применяется как средство против (боли в голове — головной боли). Каждое утро по всему саду разносилось (пение птиц — птичье пение). Для работы наиболее продуктивны (утренние часы — часы утра). На огромном пространстве раскинулись (степи без воды — безводные степи). До появления электричества на (улицах города — городских улицах) использовалось газовое освещение.

 

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

-  Задание учащимся.

В каком из столбиков допущены речевые ошибки в построении словосочетаний? Почему они возникли?

уверенность в победу                                          уверенность в победе

убежден в силы героя                                          убежден в силе героя

оплатить за покупку                                            оплатить покупку

описать о природе родного края                          описать природу родного края

 

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

-  Работа с учебником.

Чтение теоретического материала.

[1] — с. 23.

[2] — с. 22; с. 26; с. 28.

-  Ознакомление со схемой.

 

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

-  Распределительный диктант.

Запишите словосочетания в три столбика: I — с согласованием, II — с управлением; III — с примыканием.

Верный друг, верно решить, вера в команду, мой друг, бодрым голосом, судьбы ребят, выступить на сцене, сохраню навсегда, успешное выступление, работать слаженно, заведовать отделом, отдать приказ.

-  Творческий диктант.

Составьте и запишите словосочетания. Вставьте пропущенные буквы. Определите тип подчинительной связи.

(Громкий) ш..потом, ш..рох (деревья), сходить за (багаж), поймать (крольч..нок), (горяч..) спорить, ноч..вка в (лес), (хорош..) отдохнуть, новое ш..ссе, (вооруж..ный) отряды, поч..т (герои).

-  Работа с учебником.

1. Подберите к данным словосочетаниям синонимичные. Изменился ли при этом вид подчинительной связи?

[1] — упр. 28 (устно).

[2] — упр. 60 (письменно).

2. Из данных слов составьте словосочетания. Укажите падеж зависимых слов.

[1] — Рубрика «Учимся наблюдать и анализировать» с. 27.

[2] — упр. 57 (письменно).

 

V. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

-  Работа с учебником.

1. Выполнение упражнений.

[1] — 36 (письменно).

[2] — 71 (I) (письменно).

2. Вопрос учащимся.

[1] — Почему автор просит прощения у мамы? (Осознал, раскаялся.)

[2] — Чем грозит отсутствие раскаяния героев рассказа?

3. Озаглавьте текст так, чтобы он отражал основную его мысль.

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Выполнить упражнения: [1] — 25 (письменно); [2] — 55 (выписать из текста по 3-4 примера словосочетаний с разными видами подчинительной связи).

-  Задание учащимся.

Продолжите предложение: «Самое важное, что я понял сегодня на уроке...»

______________________________________________________________

* Здесь и далее можно воспользоваться пособиями: 1. Говердовская И. Б. Русский язык. 8 класс: Вставь букву. — Харьков: Веста: Издательство «Ранок»; 2. Зима О. В. Русский язык. 8 класс: Подбери слово. Поставь знаки препинания. — Харьков: Веста: Издательство «Ранок»; 3. Пилипенко Ж. В. Русский язык. 5 класс: Экспресс- контроль. — Харьков: Издательство «Ранок».





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити