РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 8 КЛАСС

УРОК № 67

Тема. Контрольная работа № 6. Слуховой диктант. Чтение молча

 

Цель: проверить степень усвоения учащимися темы, совершенствовать орфографическую и пунктуационную память школьников; развивать у детей логическое мышление; воспитывать у них интерес к истории, к природе.

Ожидаемые результаты: учащиеся распознают обособленные и уточняющие члены предложения, правильно ставят знаки препинания при них; проявляют орфографическую зоркость.

Оборудование: текст диктанта, текст для чтения молча.

Тип урока: контроль и коррекция знаний, умений и навыков.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

(Учитель знакомит учащихся с критериями оценивания контрольного диктанта и чтения молча.)

 

ІІ. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

Написание контрольного диктанта.

(Учитель выбирает один из текстов.)

Текст 1

ЯВЛЕНИЕ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ

Под Севастополем высится в море скала. Легенда рассказывает, что более тысячи лет тому назад команда торгового судна таврических греков во время плавания по Черному морю была застигнута небывалой бурей. Тяжелые тучи спустились над волнами, закрыв весь горизонт. Разъяренные волны обрушились на палубу и понесли корабль на невидимый скалистый берег. Видя неизбежную гибель, моряки стали горячо молиться, обращаясь к Святому Георгию Победоносцу. Буря тотчас же стихла. Избавленные от верной гибели, греки взобрались на скалу и там обрели икону Великомученика Святого Георгия. В благодарность за спасение они основали в пещере храм, установив там обретенную икону. Набожные мореплаватели поселились здесь навсегда, образовав монастырскую братию.

Так был основан Георгиевский монастырь.

(109 сл.)               (По книге «Легенды Крыма»)

Текст 2

Стараясь не шуметь, я осторожно вышел из комнаты и, тихо ступая, прошел в коридор, где стояли мои удочки. Утро еще только зачиналось.

Вдруг там, на востоке, заалелось небо, и вскоре оттуда брызнули лучи солнца. Через миг оно появилось само, удивительно круглое и большое, и от его улыбки оживилась природа. Искрясь, засверкали на листьях и травах капельки росы, и влажные полосы тумана, сжигаемые лучами солнца, стали отступать в низины.

Очарованный этой картиной, я совсем забыл про рыбалку. Вспомнив, я бросился через поле к речке.

У изогнутого временем ствола ивы, склоненной к самой воде, я закинул удочки и стал ждать. Как опытный рыболов, я знал, что рыба хорошо клюет у того, кто рано встает.

(112 сл.)                                    (В. Бабийцева)

Чтение текста молча.

ЗАПЕЧАТЛЕННЫЙ ОБРАЗ

Уже в каменном веке люди пытались запечатлеть образы видимого мира. Наскальные рисунки и вырезанные из кости и дерева изображения хранят информацию о жизни и деятельности наших отдаленных предков. Даже самое раннее письмо — пиктографическое — состояло из обобщенных рисунков. В эпоху Возрождения художники научились изображать окружающий мир таким, как он видится человеческому глазу. Однако картина всегда остается произведением искусства и несет на себе отпечаток личности художника, его отношения к миру, а людям хотелось получить точное и объективное изображение, запечатлеть мгновение во всей его неповторимости.

«Камера обскура» — в переводе с латыни это словосочетание означает «темная комната». Давным-давно было известно, что если в стене затемненного помещения проделать небольшое отверстие, на противоположной от отверстия стене или на расположенном там экране возникает перевернутое изображение того, что находится снаружи. Сохранять такие изображения люди еще не умели, но «темной комнатой» пользовались художники, изучавшие законы перспективы. «Камерой обскура» пользовались для наблюдения затмений солнца, так как непосредственно наблюдать это явление вредно для глаз.

В 1686 г. Й. Цан спроектировал портативную камеру-обскуру, оснащенную зеркалом, которое располагалось под углом 45°, что позволяло проецировать изображение на горизонтальную матовую пластину. Со временем конструкция усложнилась — вместо одного зеркала стали использовать систему зеркал, в отверстие установили линзу, а позже и более сложные объективы, что позволяло значительно увеличить яркость и резкость изображения. Такая камера- обскура и стала первым фотоаппаратом.

Получать и сохранять устойчивые изображения на чувствительных к воздействию света материалах первыми научились французы Ж. Ньепс и Л. Дагер в первой половине XIX в. В качестве светочувствительного вещества использовались медные пластинки, покрытые серебром и обработанные йодом. Процесс получения такой фотографии был очень сложным и длительным, а аппаратура, применявшаяся при этом, весила около 50 кг. Для того чтобы получить портрет, человек должен был больше получаса сохранять полную неподвижность, иначе снимок был испорчен. Фотографические изображения на металлических пластинках получили название «дагеротип» — по имени одного из изобретателей.

Фотография до 1861 г. оставалась черно-белой. Первый цветной фотоснимок получил английский ученый Дж. Максвелл. Поначалу для получения цветного снимка использовали три камеры с установленными на них цветными светофильтрами — красным, зеленым и синим. При печати такие снимки позволяли воссоздать цветное изображение. Большой вклад в развитие фотографии внесли русский изобретатель С. Прокудин-Горский и немецкий химик Г. Фогель.

Сегодня на смену пленочным аппаратам пришли цифровые камеры. Вместо пленки в них установлена светочувствительная жидкокристаллическая матрица. Матрица воспринимает свет и превращает его в электрические сигналы, которые обрабатываются микропроцессором и записываются в память камеры. Записанное изображение может быть отпечатано с помощью специальных устройств.

Без фотографии и кино никогда бы не появилось. Человек научился останавливать движение с помощью фотокамеры и стал задумываться о том, как запечатлеть движение. Человеческий глаз устроен так, что если одна картинка будет сменять другую 24 раза в секунду, движение будет восприниматься как непрерывное.

Идея, как говорится, витала в воздухе — успевать делать фотографии с такой скоростью, чтобы зафиксировать все этапы движения, а потом продемонстрировать готовые фото с той же скоростью. Однако техника долго оставалась несовершенной, пленки недостаточно чувствительными и требующими длительной выдержки.

(473 сл.)               (По А. Климову и М. Россохе)

 

Вопросы к тексту.

1. Люди пытались запечатлеть образы видимого мира

√А со времен каменного века

Б с Х века

В с XI века

2. Самое раннее письмо называется

А клинописью

Б узелковым

√В пиктографическим

3. «Камера обскура» — в переводе с латыни означает

А «фотоаппарат»

Б «фото»

√В «темная комната»

4. Давным-давно было известно, что если в стене затемненного помещения проделать небольшое отверстие, на противоположной от отверстия стене

А возникает изображение того, что находится снаружи

√Б возникает перевернутое изображение того, что находится снаружи

В не возникает никакого изображения

5. «Темной комнатой» пользовались

А оптики, изучавшие законы перспективы

√Б художники, изучавшие законы перспективы

В экономисты, изучавшие законы перспективного развития

6. В 1686 г. портативную камеру-обскуру спроектировал

А Г. Фогель

Б Дж. Максвелл

√В Й. Цан

7. Получать и сохранять устойчивые изображения на чувствительных к воздействию света материалах научились

√А в первой половине XIX в.

Б во второй половине XIX в.

В в XX в.

8. В качестве светочувствительного вещества использовались

А цинковые пластинки, покрытые серебром и обработанные йодом

√Б медные пластинки, покрытые серебром и обработанные йодом

В медные пластинки, покрытые золотом и обработанные йодом

9. Фотографические изображения на металлических пластинках получили название

А фогель

Б ньепс

√В дагеротип

10. Фотография оставалась черно-белой

А до 1891 г.

Б до 1876 г.

√В до 1861 г.

11. Сегодня на смену пленочным аппаратам пришли цифровые камеры. Вместо пленки в них установлена

А светочувствительная пленка

√Б светочувствительная жидкокристаллическая матрица

В светочувствительная пластина

12. Текст написан

А в художественном стиле

√Б в научно-популярном стиле

В в разговорном стиле

 

III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Повторить теоретический материал.

2. Подготовить сообщение о правилах здорового образа жизни.

 

IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

(Учитель отвечает на вопросы учащихся, возникших по ходу написания диктанта.)





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити