РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 8 КЛАСС

УРОК № 7

Тема. Словосочетания, различающиеся формой зависимого слова в русском и украинском языках (благодарить кого — укр. дякувати кому)

 

Цель: научить школьников правильно выбирать форму зависимого слова в словосочетании; развивать у них умение использовать словосочетания в речи, в том числе и те, которые различаются в русском и украинском языках формой зависимого слова; воспитывать у детей любовь к прекрасному.

Ожидаемые результаты: учащиеся правильно выбирают форму зависимого слова в словосочетании, в том числе и в тех, которые различаются в русском и украинском языках формой зависимого слова.

Оборудование: учебник, дидактический материал.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Проверка домашнего задания.

Работа по карточкам.

КАРТОЧКА 1

Сделайте разбор словосочетаний. Замените их синонимичными.      

Как изменился вид подчинительной связи?       

Повидло из яблок, суп с фасолью, кисель из клубники,   шкаф для книг, вода из родника, тишина ночи.                

 

КАРТОЧКА 2

Выделите в словах корень. Объясните орфограмму. Составьте словосочетания «прилаг. + сущ.». Назовите в них тип связи.

Вкус..ный, грус..ный, ужас..ный, поз..ний, окрес..ный, шестнадцать, прелес..ный, соглас..ный.

Творческий диктант.

Составьте словосочетания, подобрав из скобок подходящее по смыслу главное слово. Запишите их. Укажите тип словосочетаний по способу выражения главного слова, вид подчинительной связи.

... ребенка, ... куртку (одеть, надеть); ... на вершину горы, ... в класс (войти, взойти); ... к награде, ... слово для выступления (предоставить, представить); ... новую профессию, ... материал по истории (усвоить, освоить).

 

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

Задание учащимся.

Как правильно перевести? вычеркните неправильное.

Скучити за матір’ю — скучать по маме, скучать за мамой.

Розповісти про друга — рассказать про друга, рассказать о друге.

Сміятися з себе — смеяться с себя, смеяться над собой.

 

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Слово учителя.

В русском и украинском языках словосочетания строятся одинаково. Однако в некоторых словосочетаниях могут не совпадать грамматические признаки: род существительного, способ глагольного управления.

Ср.: злий собака (ч. р.) — злая собака (ж. р.), висока тополя (ж. р.) — высокий тополь (м. р.).

Ср.: болеть (чем?) ангиной (Т. п.) — хворіти на ангіну (Зн. в.); прийти (к кому?) к другу (Д. п.) — прийти до друга (Р. в.)

Работа с учебником.

Чтение теоретического материала.

[1] — с. 27.

[2] — с. 27.

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Тренировочное упражнение.

Переведите на русский язык и запишите словосочетания. Укажите падежи существительных в обоих языках.

Клопотатися про дітей, прислухатися до співу птахів, йти повз узлісся, плакати з радощів, підійти до стадіону, виріс у місті, готуватися до поїздки, сидіти біля ставка, йти по гриби.

Работа с учебником.

Выполнение упражнений.

[1] — 30, 34 (письменно).

[2] — 61 (письменно), 62 (выпишите из текста словосочетания, отличающиеся грамматическими признаками в русском и украинском языках, и переведите на русский язык. Сопоставьте их).

Образец: пішов до Дніпра (Р. в.) — пошел к Днепру (Д. п.).


V. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Работа с текстом.

[1] — с. 28-29, рубрика «Учимся понимать прекрасное!».

[2] — упр. 71 (II).

Беседа с учащимися.

Учебник [1]

— Как художник передает романтическое настроение лунной ночи?

— Иллюстрацией к какому произведению могла бы служить эта картина?

— Какое впечатление производит на вас эта картина?

— Составьте опорные словосочетания для описания картины, переведите их на украинский язык. Сравните эти словосочетания.

 

Учебник [2]

— Какова основная мысль текста?

— Отражает ли заголовок основную мысль текста?

— К какому типу речи относится текст?

— Выпишите из текста по четыре примера словосочетаний с разным типом связи. Сравните их написание и грамматические признаки в украинском языке.

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Выполнить упражнения: [1] — 33 (письменно); [2] — 59 (письменно).

 

VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Беседа с учащимися.

— Какую роль словосочетание играет в речи?

— Каково строение словосочетания?

— Какие словосочетания по способу выражения главного слова вы знаете? По типу подчинительной связи?

— Какие сочетания слов нельзя назвать словосочетанием?





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити