РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 9 КЛАСС

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

УРОК № 9

Тема. Виды сложных предложений: союзные и бессоюзные. Знаки препинания. Интонация в сложных предложениях

 

Цель: углубить знания учащихся о сложном предложении; научить различать виды сложных предложений (союзные, бессоюзные), правильно расставлять знаки препинания; уметь пользоваться интонационным богатством русского языка; воспитывать культуру речи, любовь к чтению и художественной литературе.

Оборудование: учебник, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

Любите книгу: она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека.

М. Горький

 

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Чтение эпиграфа, работа с ним.

 

ІІІ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Проверка домашнего задания.

(Учащиеся читают выписанные дома предложения.)

2. Творческий диктант.

•     Запишите слова-синонимы в столбик; установите различие в оттенках значения синонимов.

Большой, громадный, огромный, гигантский, колоссальный. Знаменитый, известный, великий, видный. Обыкновенный, обычный, будничный, рядовой, заурядный, ординарный, обыденный.

Прошлый, прошедший, минувший, былой.

— К каждому из синонимов подберите соответствующее существительное; из данных словосочетаний на выбор составьте одно сложное предложение.

3. Беседа с учащимися.

1) Что такое сложное предложение?

2) Чем простое предложение отличается от сложного?

3) Как простые предложения соединяются в сложные?

 

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа со статьей учебника.

(Учитель может предложить учащимся ознакомиться с теоретическим материалом учебника.)

2. Объяснение учителя с опорой на таблицу.

 

Виды сложных предложений

 

Виды сложных предложений

Союзные

Бессоюзные

Сложносочиненные

Сложноподчиненные

Строение

,

Способы связи простых предложений в сложном

1) по смыслу;

2) при помощи сочинительных союзов;

3) при помощи интонации

1) по смыслу;

2) при помощи подчинительных союзов;

3) при помощи интонации

1) по смыслу;

2) при помощи интонации.

Примеры

Шел густой снег, и сквозь снежную пелену мягко светились окна домов.

Солнце освещало вершины лип, которые уже пожелтели под свежим дыханием осени.

Любите книгу: она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека.

 

Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами:

1) При помощи интонации и союзов или союзных слов. Такие предложения называются союзными.

2) При помощи интонации (без союзов и союзных слов). Предложения без союзов и союзных слов называются бессоюзными.

Предложения с союзами и союзными словами (союзные) делятся на:

1) Сложносочиненные предложения. Сложносочиненными называются такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываться сочинительными союзами.

2) Сложноподчиненные предложения. Сложноподчиненными называются такие предложения, в которых одно из предложений по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом.

 

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа с учебником.

(Учащиеся выполняют упражнение по выбору учителя.)

2. Анализ языковых явлений.

•     Расставляя недостающие знаки препинания и раскрывая скобки, выпишите предложения в следующем порядке: а) простые предложения; б) сложные предложения с союзами; в) сложные предложения без союзов. В каждом предложении укажите грамматические основы; союзы, соединяющие простые предложения в составе сложных, заключите в овал.

1) Погасло дневное светило на море синее вечерний пал туман.

2) Комната была просторна и светла.

3) Я сказал мальчикам что заблудился и подсел к ним.

4) И кинул взоры я кругом: тот край казался мне знаком.

5) С неба свет лился прямым потоком и под этим светом особенно выпуклыми и кудрявыми казались вершины леса (с)верху с обрыва.

6) Освеще..ая полуночным солнцем нависла густая лиловая туча...

7) (Не)скоше..ые луга так душисты что с (не)привычки тумани(т,ть)ся и тяжеле..т голова.

— Прочитайте, соблюдая правильную интонацию.

3. Работа в парах.

Предложения записаны на доске или на карточке. (Осуществляется взаимопроверка работ.)

•     Определите, каким способом простые предложения соединены в сложное (А — при помощи союза; Б — при помощи союзного слова; В — при помощи интонации).

I вариант

1) В искусстве слова все являются учениками друг друга, но каждый идет своим собственным путем.

2) Мудрено пишут только о том, чего не понимают.

3) Мой отец над сетью труб хлопочет — я стихов вызваниваю сеть.

4) Никогда не знаешь, где найдешь настоящее слово.

5) Хочу, чтобы звук прямо выражал слово.

 

II вариант

1) Даль подернулась туманом, чешет тучи лунный гребень.

2) Есть в реках места такие, где в заводях спит вода.

3) Ночи не приносили прохлады, хотя и были великолепны.

4) Дымилась роща над горою, и вместе с ней горел закат.

5) Такая чудесная погода, какая редко бывает в апреле.

 

Правильные ответы для взаимопроверки

 

I вариант

 

1

2

3

4

5

А

Б

В

Б

Б

 

 

II вариант

 

1

2

3

4

5

В

Б

Б

А

Б

 

4. Работа с текстом.

•     Прочитайте и озаглавьте текст.

В неповторимый мир прошлого вводят нас былины. Красуются славные города с белокаменными храмами, бушует народное вече, стучат острые мечи и свистят каленые стрелы, стоят на страже родной земли заставы богатырские, звенят гусли, и сказитель поет славу времени. В былинах отражены события и воссозданы характеры, которые вызывают восхищение и по сей день: Илья Муромец и Святогор, Василий Буслаев и Алеша Попович, Микула Селянинович и Добрыня Никитич. Любовь к родине, осознание красоты и большой будущности отчизны — все это есть в устной эпической народной поэзии. Но былины раскрывают не только исполинские характеры и героические события — они содержат свидетельства о жизни людей в ту эпоху, и перед нами довольно полно предстают их быт, нравы, обычаи.

(По А. Глухову)

— Опираясь на таблицу (Виды сложных предложений), составьте сообщение на тему «Виды сложных предложений», проиллюстрировав его примерами из текста.

 

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Ролевая игра «Микрофон».

•     Закончите предложения, записанные на доске.

Сегодня на уроке я научился...

Мне очень понравилось...

 

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Выписать из художественной литературы сложные предложения (два бессоюзных и два союзных предложения), подчеркнуть грамматическую основу и союзы.

3. Выполнить упражнение из учебника по выбору учителя.





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити