РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 9 КЛАСС

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

УРОК № 19

Тема. Синонимия сложноподчиненных предложений с придаточными определительными и простых предложений

 

Цель: углубить знания учащихся о сложноподчиненном предложении с придаточными определительными, научить отличать их от простых предложений, правильно использовать в них союзные слова; развивать навыки синтаксического разбора и составления схем предложений; воспитывать культуру речи.

Оборудование: учебник, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

Слова — это произнесенная мысль, мысль — это непроизнесенные слова.

А. Ривароль

 

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Чтение эпиграфа, работа с ним.

 

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Проверка домашнего задания.

2. Беседа с учащимися.

1) Какие вы знаете виды придаточных предложений?

2) На какие вопросы отвечают придаточные определительные?

3) К какому слову в главном предложении они относятся?

4) Чем прикрепляются определительные придаточные?

5) Укажите место придаточного определительного по отношению к главному.

3. Лингвистическое наблюдение.

•     Сравните данные предложения; укажите их вид.

1) Вылетевшая из кустов ночная птица бесшумно пронеслась над головой охотника.

2) Ночная птица, которая вылетела из кустов, бесшумно пронеслась над головой охотника.

— Отличаются ли эти предложения по смыслу?

 

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа со статьей учебника.

(Учитель может предложить учащимся ознакомиться с теоретическим материалом учебника.)

2. Слово учителя.

Наличие в русском языке параллельных синонимических конструкций — причастного оборота и определительного придаточного предложения — дает возможность разнообразить нашу речь, избежать монотонности в описании и повествовании.

Причастный оборот распространен в книжных стилях речи: художественном, публицистическом, научном, деловом. В языке художественной литературы причастный оборот используют при создании портрета героя, интерьера дома, в котором он живет, пейзажа, характеристики предметов и явлений, однако в разговорной речи причастные конструкции употребительны мало.

Сложные предложения с придаточными определительными, в отличие от причастных оборотов, находят широкое применение как в книжном, так и в разговорном стилях речи.

Для замены определительного придаточного предложения причастным оборотом необходимы следующие условия:

1) союзные слова который, какой, чей должны выступать в форме Им. п. или В. п. и не иметь в главном предложении соотносительных слов, выраженных указательными или вопросительными местоимениями;

2) сказуемое определительного придаточного предложения должно быть выражено глаголом в форме наст. вр. или прош. вр. изъявительного наклонения.

Я встретил товарища, который работает (работал) в банке.

Я встретил товарища, работающего (работавшего) в банке.

Замена определительного придаточного предложения причастным оборотом невозможна:

1) если сказуемое определительного придаточного предложения выражено неглагольными формами, что препятствует образованию от них причастий;

2) если в определительном придаточном предложении нет второстепенных членов предложения, наличие которых в причастном обороте необходимо;

3) если определительное придаточное предложение осложнено различными оборотами (однородными подлежащими и сказуемыми), которые не вмещаются в структуру причастного оборота.

 

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа с учебником.

(Учащиеся выполняют упражнение по выбору учителя.)

2. Лингвистическое исследование.

•     Замените, где возможно, определительные придаточные предложения причастными оборотами; выделите предложения, в которых такая замена невозможна, объясните почему; отметьте случаи, когда замена возможна, но нецелесообразна.

1) Всякий искренний и правдивый намек на ваше падение страшен вам, и вы намеренно окружаете себя людьми, которые только умеют льстить вашим слабостям.

2) Но явно раздражал его только один из них, человек навязчивый и развязный, который всю поэзию нашего юга называл «повидлом из баклажанов».

3) Он говорил об удивительном человеке Глебе Успенском, который все видит насквозь.

4) И он постучал ладонью по краю стола, который Багрицкий прозвал «обломком империи».

5) Он с тоской говорил о тех мельчайших приметах безмятежного одесского лета, какие всегда вызывают широкое счастливое состояние.

•     Замените причастный оборот придаточными определительными; запишите предложения, расставив знаки препинания.

1) Вдоль берега моря и параллельно ему тянулись рядами болота и длинные озерки отделенные друг от друга песчаными валами.

2) Проводник молча указал на клочья тумана появившиеся в горах.

3) Впереди расстилалась большая болотистая равнина покрытая изжелта-бурой травой.

4) Большое дерево лежащее на земле загородило путь.

5) Вступая в лес тянущийся на несколько сот километров невольно испытываешь чувство некоторой робости.

3. редактирование предложений.

•     Отредактируйте предложения, укажите вид ошибки; запишите правильный вариант.

1) Мы въехали в поселок, который находился в лощине, которая начиналась сразу же за лесом.

2) Деревья, возле которых мы расположились, одиноко возвышались среди открытого поля, которое было засеяно рожью и гречихой.

3) На столе стоял букет роз, аромат которых наполнял комнату, которая имела праздничный вид.

4) Там стоит какая-то фигура, напоминавшая надсмотрщика.

5) Книга, читающаяся с увлечением, содержит много познавательного материала.

6) Существуют также термины свойства, которые называют лиц по их отношениям близости, возникающие не по родству, а в результате брачного союза.

4. Работа с текстом.

•     Прочитайте текст; найдите в тексте сложноподчиненные предложения с придаточными определительными, выделите грамматические основы, составьте схемы; найдите предложения с причастными оборотами; возможно ли их заменить придаточными определительными? Сделайте это устно.

Горная дорога

Дорога шла через обвал, обрушившийся в конце июня 1872 года. Огромная глыба, свалясь, засыпала ущелье на целую версту и запрудила Терек. Часовые, стоявшие ниже, слышали ужасный грохот и увидели, что река быстро мелела и в четверть часа совсем утихла и истощилась. Терек прорылся через обвал не прежде, как через два часа.

Лошади наши вязли в рыхлом снегу, под которым шумели ручьи. Я услышал глухой грохот, оглянулся и увидел груду снега, которая медленно съезжала с крутизны. Мы достигли вершины горы. Здесь путешественники обычно идут пешком.

Мгновенный переход от грозного Кавказа к миловидной Грузии восхитителен. С высоты горы открывается долина с ее обитаемыми скалами, садами, с ее светлой Арагвой, извивающейся как серебряная лента,— и все это в уменьшенном виде, на дне трехверстной пропасти, по которой идет опасная дорога.

(По А. Пушкину)

 

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Беседа с учащимися.

1) Какие вы знаете виды придаточных предложений?

2) На какие вопросы отвечают придаточные определительные?

3) К какому в главном предложении слову они относятся?

4) Чем прикрепляются определительные придаточные?

5) Укажите место придаточного определительного по отношению к главному.

6) Чем в разговорной речи можно заменить придаточные определительные предложения?

7) Когда такая замена невозможна?

 

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Повторить теоретический материал.

2. Подобрать материал для урока развития речи, просмотрев несколько газет и сделав подборку интересных небольших заметок. Подумайте, что бы вы рассказали в качестве иллюстративного материала на тему «Главное — всегда оставаться человеком».

3. Выполнить упражнение из учебника по выбору учителя.





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити