РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 9 КЛАСС

БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

УРОК № 41

Тема. Синонимия бессоюзных и союзных сложных предложений

 

Цель: углубить знания учащихся о сложном предложении; научить определять смысловые отношения между частями бессоюзного предложения; объяснять синонимию бессоюзных и союзных предложений; развивать навыки синтаксического разбора и составления схем; развивать речь, умение высказывать свою точку зрения и аргументировать ее; воспитывать любовь к природе.

Оборудование: учебник, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

Природа наделяет человека гением, общество — умом, занятия — вкусом.

Д. Адамс

 

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Чтение эпиграфа, работа с ним.

 

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Проверка домашнего задания.

(Учащиеся читают выписанные дома предложения.)

2. Беседа с учащимися.

1) Какие сложные предложения называются бессоюзными?

2) Как выражаются смысловые отношения в союзных и бессоюзных сложных предложениях?

3) Какие знаки препинания используются в бессоюзных сложных предложениях?

3. Лингвистическое наблюдение.

•     Сравните предложения; определите их вид; назовите выраженные в них смысловые отношения.

1) Солнце село, ручьи по дороге потекли медленнее.

2) Солнце село, и ручьи по дороге потекли медленнее.

3) Когда солнце село, ручьи по дороге потекли медленнее.

4) Ручьи по дороге потекли медленнее, так как солнце село.

 

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа со статьей учебника.

(Учитель может предложить учащимся ознакомиться с теоретическим материалом учебника.)

2. Слово учителя.

Синтаксис изучает связи между членами словосочетания, предложения, между частями сложного предложения. Основа синтаксической синонимии — общность отношений, которые выражаются компонентами одного уровня, но разными по форме и структуре.

Таким образом могут вступать в синонимические отношения:

1) Бессоюзные и сложносочиненные предложения, выражающие противительные отношения.

2) Бессоюзные и сложноподчиненные предложения, выражающие:

а)    изъяснительные отношения;

б)    условные отношения.

3) Бессоюзные, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, выражающие:

а)    временные отношения;

б)    причинные отношения;

в)    отношения следствия, вывода.

 

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа с учебником.

(Учащиеся выполняют упражнение по выбору учителя.)

2. Анализ языковых явлений.

•     Преобразуйте бессоюзные предложения в сложносочиненные и сложноподчиненные; определите тип полученных предложений.

1) Ласточка день начинает — соловей кончает.

2) Я понял: счастье — в дружбе и работе.

3) Зима снежная — год обычно урожайный.

4) Ночью был заморозок, наутро вся земля съежилась, побледнела.

5) Ветер достиг восьми баллов — выходить в море опасно.

6) Природа никогда не обманывает нас; это мы сами постоянно обманываемся. (Ж. Ж. Руссо)

3. Самостоятельная работа.

•     Преобразуйте бессоюзные предложения в союзные, части которых были бы связаны сочинительными или подчинительными союзами. Какие из них динамичнее, экспрессивнее? Выделите грамматические основы.

1) Молния вспыхнула красным огнем, гром грянул тяжело и сердито.

2) Чудесная ранняя весна, казалось, сменилась вдруг поздней холодной осенью: дождь лил целые дни, и ветер метался среди ливня и туманов.

3) Широкий подъезд был совершенно пуст — это показалось мне странным.

4) Солнце жжет; перед грозой изменился моря вид: засверкал меж бирюзою изумруд и малахит.

4. Лингвистическое исследование.

•     Составьте сложные бессоюзные предложения по данным схемам.

1) [ ], [ перечисление].

2) [ ] : [причина]

[ ] : [пояснение].

[ ] : [дополнение, изъяснение].

3) [ ] — [противопоставление]

[время или условие] — [ ].

[ ] — [вывод, следствие].

5. Работа на развитие речи.

•     Прочитайте высказывания ученых и писателей о сложных союзных и бессоюзных предложениях; как вы их понимаете?

Выскажите свою точку зрения, аргументируйте ее.

1) М. В. Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию» писал: «Союзы подобны гвоздям или клею, которыми части какой махины сплочены или склеены бывают. Слово важнее и великолепнее бывает, чем в нем союзов меньше. Однако не должно в нем оставлять таких щелей, по которым бы оно могло вовсе развалиться».

2) Л. А. Булаховский отмечает: «Отсутствие или бедность союзов и союзных слов может быть в языке или признаком примитивной структуры, или же, на фоне развитой системы союзов, когда употребление их сокращается сознательно и заменяется другими средствами языка, в особенности специальными приемами интонирования,— чертою стиля утонченного, обработанного в сторону разговорной легкости и изящества».

3) Интересно замечание А. П. Чехова по поводу пьесы одного автора: «Есть лишние слова, не идущие к пьесе, например, “ведь ты же знаешь, что курить здесь нельзя”. В пьесах надо осторожнее с этим “что”».

 

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Ролевая игра «Микрофон».

•     Закончите предложения, записанные на доске.

Сегодня на уроке я научился...

Мне очень понравилось...

Я хотела б усовершенствовать свои навыки в...

 

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Выписать из художественной литературы 5 бессоюзных предложений с различными смысловыми отношениями и заменить их сложносочиненными или сложноподчиненными.

3. Выполнить упражнение из учебника по выбору учителя.





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити