РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 9 КЛАСС

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

 

УРОК № 49

Тема. Сложные предложения с различными видами связи. Тренировочные упражнения

 

Цель: углубить знания учащихся о сложном предложении с различными видами связи; развивать навыки правильной расстановки знаков препинания, синтаксического разбора и составления схем предложений; развивать творческие способности; воспитывать культуру речи.

Оборудование: учебник, словари, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

Сохраняйте молчание, и люди будут думать, что вы — философ.

Латинская поговорка

 

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Чтение эпиграфа, работа с ним.

 

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Проверка домашнего задания.

(Учитель на выбор проверяет тетради учащихся.)

2. Беседа с учащимися.

1) Какое предложение называется сложным?

2) Какие виды синтаксической связи в сложном предложении вы знаете?

3) Какие знаки препинания ставятся в сложном предложении с разными видами связи?

3. Графический диктант.

•     Запишите предложения; составьте их схемы, определите тип связи.

1) Тропа, на которой мы ночевали, повела куда-то в сторону, и потому пришлось ее бросить.

2) Тихо слетают снежинки, и хорошо за каждой следить, куда она сядет.

3) Тихо было в мире, и крупный снег, что падал и падал с неба, все прибавлял тишины.

 

IV. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа со статьей учебника.

(Учитель может предложить учащимся ознакомиться с теоретическим материалом учебника.)

2. Стилистическое редактирование.

•     Определите ошибки в построении предложений; запишите их в исправленном виде, определите вид синтаксической связи.

1) Когда Мурке надоело возиться с котятами, и она уходила куда-нибудь поспать.

2) Когда приходишь на бульвар и смотришь, как тихо кружатся листья, и на душе становится радостно и тепло.

3) Рассказывают, что Архимед, купаясь в ванне, заметил, что его тело, погруженное в воду, уменьшается в весе.

4) Тут Ольга Денисовна понижала голос, потому что подходила к тому, что ее особенно трогало.

3. Лингвистическое конструирование.

•     Из данных простых предложений сконструируйте сложные с сочинительной и подчинительной связью.

1) От леса до шоссе они шли пешком.

2) Лес молчал. Лишь чуть-чуть трепетали осины.

3) Днем и ночью идет дождь.

4) Вот уже совсем близко подошли к селу.

•     Составьте сложные предложения с союзами и если, а если, и когда, а когда.

4. Объяснительный диктант.

•     Запишите текст, охарактеризуйте предложения, которые в него входят; составьте схему третьего предложения; озаглавьте текст.

В народе этот день называют днем Ивана Купалы, Ивана Травника. Это один из самых красивых и поэтичных праздников. Во многих местах России, Украины и Белоруси празднуется ночь под Иванов день, называемая «ночь под Ивана Купалу».

Парни и девушки в праздничных нарядах собираются обыкновенно к реке, водоему или специально отведенному месту, где у костров устраивают хороводы, гаданья и, взявшись за руки, попарно прыгают через эти костры. По удачному или неудачному прыжку предсказывают грядущее счастье или беду, раннее или позднее супружество.

Труднее всего достать в Иванову ночь папоротник, который только в эту ночь будто бы расцветает. Из широких листьев его внезапно появляется почка, которая в двенадцать часов ночи разрывается с треском, и взорам представляется ярко-огненный цветок, такой яркий, что на него невозможно смотреть. Нет ничего невозможного для обладателя папоротника. Невидимая рука срывает его, а человеку это почти никогда не удается.

Многие смельчаки отправлялись в Иванову ночь на поиски цветка папоротника, но ни одному простому смертному не удавалось его увидеть и сорвать.

(Из журнала)

 

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Работа с учебником.

(Учащиеся выполняют упражнение по выбору учителя.)

 

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Ролевая игра «Микрофон».

•     Закончите предложения, записанные на доске.

Сегодня на уроке я научился...

Мне очень понравилось...

Я хотела б усовершенствовать свои навыки в...

 

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Повторить теоретический материал.

2. Описать один из украинских обычаев или обрядов, используя сложные предложения с различными видами связи.

3. Выполнить упражнение из учебника по выбору учителя.





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити