РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 9 КЛАСС

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

 

УРОК № 51

Тема. Сложные многокомпонентные конструкции, включающие союзные и бессоюзные предложения. Тренировочные упражнения

 

Цель: углубить знания учащихся о сложном предложении с различными видами связи; развивать навыки правильной расстановки знаков препинания, научить, как с помощью них можно выразить чувства и целевую установку высказывания; совершенствовать навыки синтаксического разбора, составления предложений и структурных схем; развивать творческие способности; воспитывать культуру речи.

Оборудование: учебник, словари, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

Человечность точно поток чистой и благодатной воды:

оплодотворяет низины, но держится на известном уровне,

оставляя сухими бесплодные скалы,

вредящие полям своей тенью или грозящие обвалами.

Ж.-Ж. Руссо

 

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Чтение эпиграфа, работа с ним.

 

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Проверка домашнего задания.

(Учитель на выбор проверяет тетради учащихся.)

2. Беседа с учащимися.

1) Какое предложение называется сложным с разными видами связи?

2) Какие виды синтаксической связи в сложном предложении вы знаете?

3) Какие знаки препинания ставятся в сложном предложении с разными видами связи?

3. Работа по карточкам.

Карточка № 1

Расставьте знаки препинания, составьте схему предложения.

Как только солнце начинает греть по-летнему и земля обсохнет после весеннего разлива нам не сидится на месте и мы отправляемся путешествовать.

 

Карточка № 2

Расставьте знаки препинания, составьте схему предложения.

При каждой вспышке молнии не только Млечный Путь но и яркие звезды исчезли но как только потухла молния опять как брошенные какой-то меткой рукой появлялись на тех же местах.

 

Карточка № 3

Расставьте знаки препинания, составьте схему предложения.

Я прислушался и мне показалось что с другого берега реки которая была здесь очень узка неслось к нам осторожное постукивание копыт.

 

IV. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа со статьей учебника.

(Учитель может предложить учащимся ознакомиться с теоретическим материалом учебника.)

2. Лингвистическое исследование.

•     Прочитайте отрывок из романа М. Булгакова «Белая гвардия»; охарактеризуйте каждое предложение и объясните постановку знаков препинания; придумайте продолжение этого отрывка (устно).

Однажды в мае месяце, когда Город проснулся сияющий, как жемчужина в бирюзе, и солнце выкатилось освещать царство гетмана, когда граждане уже двинулись, как муравьи, по своим делишкам и заспанные приказчики начали в магазинах открывать рокочущие шторы, прокатился по Городу страшный и зловещий звук. Он был неслыханного тембра — и не пушка и не гром,— но настолько силен, что многие форточки открылись сами собой и все стекла дрогнули. Затем звук повторился, прошел вновь по всему верхнему Городу, скатился волнами в Город нижний — Подол и через голубой красивый Днепр ушел в московские дали. Горожане проснулись, и на улицах началось смятение.

3. Перевод с украинского языка на русский.

•     Переведите предложения на русский язык; объясните постановку знаков препинания; выполните синтаксический разбор одного из предложений.

1) Справді, під темним небом затривожився, загудів ліс, закипіло листя по ньому, деревам чогось захотілося бігти, але вони не знали, куди податися, й, стогнучи, металися на всі боки.

2) А коли блискавка згасла, ми побачили інший вогонь — біля самого яру, заломивши руки, горіло скалічене дерево.

3) Місяць уже вкладався спати, а спокійна земля з хвилюванням прислухалася і прислухалась, як журавлі на своїх крилах несли її весну і розсівали той срібний перелив, по якому сьогодні ж людськими подіями посіється нове зерно.

4) Сідало сонечко в сизо-червоні хмари; мов шматки розірваної ганчірки, висіли вони над горою, а зверху їх миготіло червоне зарево.

4. Объяснительный диктант.

•     Запишите текст, расставив знаки препинания; объясните постановку знаков препинания; составьте схемы 2 и 5 предложений; озаглавьте текст.

В горах даже самые лучшие июльские утра очень холодны и нагоняют неприятную дрожь. Солнце подымается в туманной мгле горизонта без лучей, точно оно отделено от вас громадным матовым стеклом; утренний свет льется откуда-то сверху дрожащей волной, которая дробиться мириадами искр в ночной росе, еще покрывающей траву и деревья. В логах колышется густыми массами туман: где-то из-за горы он всплыл кверху небольшим белым облачком. Зелень свежа и режет глаз своим блеском, как только что ограненный драгоценный камень. Все кругом дышит наливающейся силой летнего дня, и вы чувствуете эту силу, как и то, что вы ничтожная пылинка в этом грандиозном концерте природы.

Воздух совершенно прозрачен, и простым глазом заметно, как он дрожит и переливается в ярком утреннем свете солнца.

(Д. Мамин-Сибиряк)

 

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Работа с учебником.

(Учащиеся выполняют упражнение по выбору учителя.)

 

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Ролевая игра «Микрофон».

•   Закончите предложения, записанные на доске.

Сегодня на уроке я научился...

Мне очень понравилось...

Я хотела б усовершенствовать свои навыки в...

 

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Повторить теоретический материал.

2. Выполнить упражнение из учебника по выбору учителя.





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити